Цель любого бизнеса — получить прибыль. Чтобы всегда быть в плюсе, недостаточно купить товар подешевле и продать подороже. Нужно отслеживать экономические показатели: считать рентабельность, маржу и наценку.
В бизнесе эти показатели — контрольные точки. Если они в норме, то бизнес хорошо функционирует, если нет — то нужно думать, что изменить.
В статье разберемся с маржой и наценкой: в чем их различие, как их вычислять и где использовать.
Маржа или маржинальность
Маржинальность показывает, какую долю в выручке занимает прибыль. Чем выше маржинальность — тем выше прибыль.
В бизнесе можно считать и маржу, и маржинальность: маржу считают в рублях, маржинальность — в процентах. Лучше использовать проценты: их проще воспринимать, с ними удобнее отслеживать динамику и строить графики.
Если у вас небольшой бизнес без аренды, наемных сотрудников и разделения затрат на постоянные и переменные, то для расчета маржи в рублях нужно из цены продукта вычесть его себестоимость.
Маржа = Цена – Себестоимость
Например, вы торгуете постельным бельем. За комплект белья вместе с доставкой платите поставщику 1800 ₽, а покупателю продаете комплект за 3000 ₽. Значит, маржа составляет 1200 ₽.
Чтобы посчитать маржинальность в процентах, нужно из цены продукта вычесть себестоимость. Полученный результат разделить на цену продукта и умножить на 100%.
Маржинальность = ((Цена – Себестоимость) : Цена) × 100%
Подставим цифры из примера про постельное белье — маржинальность равна 40%.
Маржинальность = ((3000 ₽ – 1800 ₽) : 3000 ₽) × 100% = 40%.
Для бизнеса с постоянными и переменными затратами лучше считать маржинальность через маржинальный доход.
Маржинальный доход = Выручка – Переменные расходы
К переменным расходам относят затраты, которые напрямую привязаны к объему продукции: уменьшается количество продукции — переменные затраты снижаются, увеличивается объем — затраты растут.
Пример расчета маржинального дохода
В день вы печете 100 булочек, для этого покупаете муку и другие ингредиенты — на это уходит 1000 ₽. Соответственно, чтобы испечь 200 булок, вам нужно потратить 2000 ₽ — расход муки и ингредиентов растет. И, наоборот, если вы выпекаете меньше булочек, то вам понадобится меньше денег.
Остальные расходы, не связанные с объемом продукции напрямую, относят к постоянным затратам и не учитывают при расчете маржинального дохода. Например, если у вас на производстве есть уборщица, охранник и бухгалтер, то их зарплаты не нужно учитывать при расчете.
Рассчитаем маржинальный доход на примере с булочками. Вы испекли 100 булочек, цена одной булки — 30 ₽, ваша выручка после продажи — 3000 ₽. Переменные затраты составили 1000 ₽. Маржинальный доход равен 2000 ₽.
Теперь нужно рассчитать маржинальность, для этого маржинальный доход делят на выручку и умножают на 100%.
Маржинальность = (Маржинальный доход : Выручку) × 100%
Маржинальность булочек = (2000 ₽ : 3000 ₽) х 100% = 66,7%
Полученный результат показывает, что доля прибыли в выручке — 66,7%. Оставшиеся 33,3% — заработанные деньги, которые вы потратили на оплату переменных расходов. Чем ниже маржинальность, тем больше денег уходит на переменные расходы и тем вы меньше вы зарабатываете, и наоборот.
Как рассчитать точку безубыточности предприятия
Наценка
Наценка нужна бизнесу, чтобы покрыть расходы и заработать прибыль. По факту наценка — сумма, которую вы прибавляете к оптовой цене товара или к его себестоимости. Наценку можно считать в рублях и процентах. Для анализа и планирования удобнее использовать проценты.
Если ваш бизнес работает по принципу «купил-продал», то для расчета процента наценки используйте формулу.
Наценка = ((Цена продажи – Цена закупа) : Цена закупа) × 100%
Например, вы продаете резиновые перчатки. У поставщика купили партию товара за 5000 ₽, планируете продать за 12 000 ₽. Наценка составляет 140%.
Наценка партии перчаток = ((12 000 ₽ – 5000 ₽) : 5000 ₽) × 100% = 140%
Если у вас производство и много разных затрат, то лучше рассчитывать наценку, отталкиваясь от маржинального дохода и переменных затрат.
Наценка = (Маржинальный доход : Переменные затраты) × 100%
Пример расчета наценки
У вас есть небольшой цех, вы производите двери на заказ и устанавливаете их. В цеху работают двое сотрудников, у них сдельная оплата. Расходные материалы на одну дверь и зарплату работника — 9000 ₽. За готовую дверь вместе с установкой берете с покупателя 16 500 ₽. Посчитаем маржинальный доход и процент наценки.
Маржинальный доход = 16 500 ₽ – 9000 ₽ = 7500 ₽
Наценка на дверь = (7500 ₽ : 9000 ₽) × 100% = 83,3%
Значит, наценка на 83,3% выше переменных расходов. Есть большой запас денег, которыми вы можете перекрыть другие расходы и в итоге получить прибыль.
На первый взгляд, маржинальность и наценка похожи между собой и, кажется, достаточно выбрать какой-то один. На самом деле, это не так — показатели различаются по смыслу.
В чем их отличие, какой бывает маржинальность и наценка и где в бизнесе использовать эти показатели, узнаете в журнале Life Profit.