Иэн Макьюэн "Цементный сад"
💭 Книгу почему-то часто сравнивают с "Повелителем мух" Голдинга, но я бы не стала ставить их в один ряд. И там и там дети остаются без присмотра взрослых, и их "самостоятельность" выливается во что-то ужасное, но на этом сходство заканчивается.
По мне "Цементный сад" больше похож на "Осиную фабрику" Бэнкса – здесь тоже взрослые, немного (очень сильно) не дружащие с головой и тема полового созревания подростков.
Начала читать из-за первой строки, когда-то попавшейся на глаза в списке а-ля «столько-то книг, которые интригуют с самой первой фразы».
Строка гласила «Я не убивал своего отца. И все же порой мне кажется, что я подтолкнул его к гибели.»
Так вот, сначала умер отец. Потом умерла мать. Потом дети подумали, решили никому не говорить о ее смерти, а просто унесли ее в подпол, положили в сундук и залили цементом. И стали жить поживать в грязи, с мухами, есть всякую гадость и заниматься всякими непотребствами.
Особенно младший Том: его обижали мальчики в школе, и он захотел стать девочкой, сестры его начали переодевать, нашли ему парик, и он так гулял со своими приятелями по улицам. Его пеленала старшая сестра, а он заменил ей потерянную маму, спал в люльке и не отходил от своей сестры. Старший сын неделями не мылся. Только младшая сестра сохраняла остатки рассудка и скачала по маме. Ну как скучала. Сидела у ящика с цементом. Ну и под конец инцест. Тоже не понятно откуда появившийся.
Я не поняла, что пытался показать автор. 🤷🏻♀️
То ли это все из-за родителей и неправильного воспитания, то ли после смерти у детей разом съехала набекрень крыша. Скорее все же первое.
Было неинтересно.
И дело здесь не в "шок-контенте", не в больном сюжете, а в том, что он не несет никакой смысловой нагрузки.
А чем мораль? Ну показал нам автор как разворачивается животное начало в человеке, когда нет никаких морально-этических рамок. Дальше-то что? Я ждала хоть какой-то вразумительной развязки, но не было даже ее.😔
💫(c) Порой мне казалось, что мы сидим в ожидании чего-то ужасного, и тут же я вспоминал, что ужасное уже случилось.