1. Что идеи не суть мысли или ощущения, не понимают только Дж. Локк, свиньи и другие эмпирики.
Не чета свиньям или Дж. Локку К. Г. Маркс, как только принялся заигрывать с эмпиризмом, так и начал съезжать в понимании идей с позиций платонизма на позиции свиней и Дж. Локка.
Для К. Г. Маркса идея — та или иная определённость природы, общества или отдельного человека, представленная в сознании человека. При этом в критике гегелевской спекулятивной, то есть сверкающей внутренним взаимоотражением категорий, конструкции философии К. Г. Маркс пытается найти изъян её эмпирического происхождения. И находит этот изъян в беспощадном разделении труда на труд умственный и физический.
Именно поэтому де умственно трудящийся профессор философии, лишённый связи с материальными изменениями, осуществляемыми трудом физическим, как белка в колесе крутится внутри своего ума и не только что-то конструирует, но и скуки ради изощряется на взаимном отражении частей сконструированного, доводя продукт до предела возможного совершенства. Такое колесо ума выкатывает свои конструкции как самодовлеющие, порождающие весь мир, а между тем эти построения — только мысли в голове философа, пребывающего жертвой в целом печального разделения труда.
Ибо «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Из чего, несомненно, должно следовать, что голова обязана быть достаточно пуста, чтобы вместить «мыслимое» материальное.
Как за всю жизнь ни дня физически не работавший К. Г. Маркс сумел прийти к такой мысли, мысли эмпирически связанной с трепанацией черепа и областью материальных изменений, как вообще возможен эмпиризм К. Г. Маркса, Дж. Локка и свиней, наш «пролетарский» автор постыдно не поясняет. Спекулятивности, рефлексивности построениям К. Г. Маркса, как и построениям другого идола массового сознания — З. Фрейда, остро не хватает. В отличие от И.-Г. Фихте или Г. В. Ф. Гегеля, у которых с рефлексивностью и спекулятивностью всё в порядке.
2. Но как реально идея, понимаемая платонически, то есть как полнота бытия, может сочетаться не просто с материей, то есть с ничто, но и с умом?
Пребывая в своём уме, то есть уме мировом, каждая идея отражается в каждой и в уме в целом. При этом себя идея мыслит как полноту бытия, значит на противоположной стороне, стороне отражающей, будет ничто. И все другие идеи, и ум в целом эта идея мыслит как ничто, наиболее полно, без капризов и своеволия, способное отразить её бытие. Другие идеи и ум в целом платят этой идее тем же, мысля её как ничто. Таким образом мир идей, пребывающий в уме, содержит в себе не только идеальное, то есть полное, бытие, но и идеальное, то есть чистое, ничто. Мир идей есть также мир материи.
3. Пребывая в уме чужом, идея не перемещается в голову обладателя этого ума, наподобие мыслимого по К. Г. Марксу идеального, которое оказывается не идеальным, а материальным, только немного с утра красящимся и завивающимся на ночь. В чужом уме идея точно так же мыслит этот ум как ничто, как чистое пространство своей реализации, в каковой реализации она предстанет в полноте бытия.
Естественно, это только образ идеи, а не её субстанция. Субстанция идеи не скачет от ума к уму, покидая один и появляясь в другом. Поэтому идею следует признать эманирующей (истекающей) своими образами.
4. Идея, конечно же, вечна, неизменна, неподвижна. Но состояние данного её образа в уме конкретного человека зависит от присущих этому эмпирическому уму пространства и времени.
Пространство ума может не вмещать весь образ, поэтому идея мыслится частично, полнота бытия представлена неполно.
Из пространства ума образ может и вымещаться, тогда идея никак не может быть мыслима.
Всякий сталкивался с ситуацией когда тот или иной текст в своих конкретных формулировках был прочитан и понят, но потом забыт, то есть вымещен из ума, и вот теперь требуется повторная его загрузка, чтобы повторно вполне его осмыслить.
Время осмысления может оказаться недостаточным, тогда даже целиком загруженный образ не продумывается до конца и полнота бытия не осмыслена вполне.
Время осмысления может сокращаться до мига, до нуля, тогда даже целиком загруженный образ не продумывается никак и полнота бытия не осмыслена ни на йоту.
Всякий сталкивался с ситуацией когда тот или иной текст в своих конкретных формулировках был прочитан и понят, но времени на раздумья о нём совсем не оказалось, то есть текст вмещён в ум, но не пропитан сознанием, и вот спустя время требуется повторное к нему обращение, чтобы повторно осмыслить его уже вполне.
5. Идеи подвижны и изменчивы в зависимости от того, насколько ваш ум тонок или груб (момент осмысления), обширен или узок (пространство), сосредоточен или рассеян (время).
2020.07.28.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4732-идеи-эмпирия-теория/1690628527773393/