Живите в доме – и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нём.
Вот почему со мною ваши дети
И жёны ваши за одним столом, –
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас…
(Арсений Тарковский)
В 60-е годы прошлого века фирма «Мелодия» выпустила маленькую пластинку с двумя песнями, которые исполнил Муслим Магомаев. «Славься в мире, наш Донбасс! Ты навеки стал отцом для нас! Наш Донбасс, наш Донбасс, гордый и любимый наш Донбасс!» – звучал его голос с пластинки.
Долгая дружба Муслима Магомаева с Донецком началась в январе 1967 года. Тогда исполнитель представил горнякам шахты «Октябрьская» треста «Куйбышевуголь» особенную концертную программу. Известный певец не только пел для шахтёров, а ещё рассказывал о своих достижениях и творческих планах.
Однако мало кому известно, что с землёй Донбасса у легендарного вокалиста очень тесные, особые связи…
В августе 2017 года на Первом республиканском телеканале Донецка вышла программа А. Ворожцовой из цикла «История, события, люди», посвящённая Муслиму Магомаеву. В числе прочего, в ней был приведён рассказ Дмитрия Чернозуба, участника боёв на Саур-Могиле, об отце известного певца. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны Магомет Магомаев участвовал в боях за освобождение Донбасса.
Советский театральный художник, мультипликатор Магомет Магомаев родился в Баку в 1916 году. Его отец Муслим, дед будущего легендарного вокалиста, был композитором и дирижёром, одним из основоположников азербайджанской классической музыки.
Ну а сам Магомет оформлял спектакли в Баку и Майкопе, создавал мультипликации. Когда началась Великая Отечественная война, Магомету Муслимовичу исполнилось 25 лет. Рассказывают, что уже в начале войны он отправился на призывной пункт, хотя имел высокопоставленных покровителей, которые могли помочь ему остаться в тылу и долго сопротивлялись отважному решению. Из-за этого на фронт Магомаев отправился только спустя некоторое время. Дома осталась его красавица-жена Айшет, ожидавшая к тому времени рождения ребёнка – Муслима.
С октября 1942 года Магомет Магомаев участвовал в боях на Северо-Кавказском фронте. А когда его сыну исполнился всего лишь один год, в августе 1943-го, Магомет попал в 823-й артиллерийский полк вновь сформированной 301-й стрелковой дивизии. Той самой, что вошла в состав одного из стрелковых корпусов пятой ударной армии Южного фронта второго формирования. В составе девятого стрелкового корпуса старший сержант развед-роты Магомет Магомаев участвовал и в Донбасской стратегической операции Вооружённых сил СССР против войск Третьего рейха.
В жизни ничего не бывает случайным. Потому кажется закономерным, что 8 сентября 1943 года, в освобождённом от фашистов Сталино, как тогда назывался Донецк, возле разрушенного главпочтамта по каким-то неведомым причинам очутился рояль. Именно в этот день и в это время у брошенного рояля оказался старший сержант Магомет Магомаев. Наверное, ни один музыкант не прошёл бы мимо одиноко стоящего на разгромленной улице инструмента. Поэтому вполне естественно, что сын известного музыканта, воспитанный на лучших произведениях искусства, сел у рояля на ящики из-под снарядов, стал играть и что-то напевать.
Можно себе только представить, насколько это было потрясающее зрелище для окружающих. Помнят ли это стены зданий, отражавшие в далёком 1943-м году раненый голос инструмента и звучный голос исполнителя?
Играл солдат. И это был особенный подарок теперь уже свободному городу. Магомет Магомаев, конечно, не знал, что до Победы не доживёт всего 15 дней. Его жизнь оборвётся 24 апреля 1945 года у рубежа «Железная дорога» к югу от реки Шпрее (внутренний оборонительный рубеж Берлина), когда он попытается вынести из-под пулемётного огня своего раненого товарища. За этот подвиг его посмертно наградят орденом Отечественной войны I степени. Но всё это будет потом. А в тот момент были только он, рояль и музыка, которая стала дыханием жизни, надеждой на лучшее будущее.
Спустя 22 года его талантливый сын, любимец советского народа, будет петь в восстановленном и процветающем Донецке так же самозабвенно и искренне, как пел здесь когда-то его отец-разведчик, сидя у рояля перед разрушенным зданием главпочтамта.