Найти в Дзене
Великая Отечественная

А крымские татары, видать, договорились между собой, и они в горах сразу по балкам ушли.

Из воспоминаний Седёлкина В.В.

Наш 262-й полк выдвинули на Ялту, остальные пошли на Керчь. Продвигались по горной дороге, С политруком шел впереди, а далее вся рота в четыре ряда. Все в полной выкладке, с нами все оружие, гранаты в сумках на поясе. Делали короткие привалы. Все бойцы в роте неопытные, все к маршам полностью непривычные.

Пулеметчики тащили на себе станок от "Максима" и все остальное. Все на спине. Все на привале начали обсуждать свои трудности. Крымские татары штаны спускали, указывали на синяки от пулеметов и минометных плит. Стали говорить, что так больше идти не могут, отказываются. Пусть другие тяжелое вооружение тащат.

Мы были оснащены новым вооружением достаточно. Прохлопали один важный момент в марше. При первой остановке мимо наших крымских татар шныряли муллы. Потом нам рассказывали, что их заслали из Турции. В морской границе появились прорехи, турки посылали своих шпионов в облике мулл. Вот такая обстановка складывалась. Все подробности узнал в лагере пленных от пограничников, все особенности происходившего рассказали. Все запомнил.

Все эти священники на дороге швыряли справа от колонны, чуть ли не в строй заходили. Разговаривали с татарами на ихнем, никто из нас ничего не понимал. Мы от колонны отгоняли, но не так активно.

Первая неприятность произошла на большом привале. Поступила команда "Встать", некоторые так устали, что оставили на траве шинели, только на дороге вспомнили, пришлось возвращаться. Сразу произошла неразбериха, не все шинели нашли. Часть шинелей бесследно исчезла. Скорее всего украли местные пока мы спали. Не обошлось и без этих мулл. Некоторые из бойцов сознательно шинели и оружие на привале оставляли. Было много непривычных к маршам, еле тащились в колонне.

Шли наверх в гору Ай-Петри, трасса вилась змеей, некоторые петли очень длинные, иногда сокращали через лес. Тут со стороны крымских татар пошли просьбы, зачем следовать по трассе, надо все время сокращать, сквозь кусты пробираться. Мы с ними согласились, бойцы стали пропадать в лесу, постепенно расходились. Наш строй полностью поломался,трудно заметить отсутствие солдат.

Крымские татары подходили к бойцам несущих части пулемета, предлагали помощь. Такую неожиданную помощь предлагали, все соглашались. Все уже было под вечер. А татары скорее всего договорились, они уходили по балкам в горы. Мы дошли до горы Ай-Петри, шли мимо строящегося здания гостиницы, тут только выяснили что не хватает 30 бойцов. Ни одного крымского татарина с нами не осталось. В другие ротах все повторилось.

За такое в военное время полагался расстрел. Все роты потеряли личный состав, они захватили не только стрелковое оружие, взяли пулеметы и минометы, все что смогли забрать. Часть питания под видом помощи утащили. Наши спохватились, особисты прохлопали мулл. Политработники тоже все проморгали. Часть была только-только сформирована.

Далее продвигались на Массандру. Потом отходили к Севастополю. Начинался хаос, порядка у нас не было, ощущалась нехватка командиров.
Уже дошли до Массандры, проходили недалеко от винзавода. Там по приказу выпускали из бочек вино, а ялтинцы шли с ведрами, все несли в свои дома. Бочки с марочным вином местные прятали. Солдат от этого вина отгоняли. Вино лилось рекой.

Начались схватки с наступающими немцами, пытались нас отрезать от Севастополя. В горах недалеко от Ялты стреляли. Небольшие немецкие отряды проходили с крымскими татарами, пытались войска отрезать. В горах возникали стычки с партизанами. Армия выходила к Севастополю разнородной массой.

Все в городе перемешалось, никто не знал где располагаются отступающие части. Попал во флотский экипаж, встал на довольствие. Определили в 8-ю бригаду морской пехоты стоящей на Мекензиевых горах. Так началась служба на передовой.

После многочисленных боев стал снайпером. Движение стрелков ширилось. Немцы сначала спокойно покидали окопы, начинали безобразничать и кривляться. Показывали нам свою заднюю часть, потом кричали: "Иван, иди на ужин!". Мол хватит стрелять! Оправлялись у нас на виду по большому, творили разнообразные пакости на наших глазах. Далее, кто хорошо стрелял их шуганул.

Они перестали из окопов вылезать, стали держаться настороже. Когда стал снайпером, фрицы уже были научены горьким опытом. Не появлялись на открытом месте, трудно их было выслеживать. Искал блики от оптики, вел огонь на предельной дистанции.

-2

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:

ПУЛИ СТАЛИ ПРОШИВАТЬ ПОТОЛОК, НЕМЦЫ СТАЛИ ВЫПРЫГИВАТЬ
МОГЛИ СПИСАТЬ НА БОЕВЫЕ ПОТЕРИ
НАГРАЖДЕНИЯ НА ФРОНТЕ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-3