Найти в Дзене
Pere-дачник

«Не работает твой хваленый фитоспорин! Не говори мне о нем!» - возмущалась соседка

Пару недель назад заглянула ко мне на огонек одна соседка. Но пришла не просто так поболтать, а с конкретным вопросом. Ее интересовало, как я спасаю свои помидоры от фитофтороза. Дачный поселок у нас находится на бывшем болоте, вокруг лес, где тоже затопленных мест хватает, по вечерам в низинах стелется туман. А еще ко всему прибавляется холодный, аномально дождливый июль этого года. Как же не буйствовать фитофторе? Для меня этот вопрос достаточно болезненный. Зная, как быстро болезнь может «съесть» кустики вместе с плодами, все лето я пытаюсь предотвратить или хотя бы оттянуть подальше этот момент. Профилактические обработки томатов я начинаю, как только они укоренятся в теплице, а через две-три недели поле деятельности расширяется - присоединяются помидоры, высаженные в открытый грунт. На первых порах опрыскиваю через полторы-две недели фитоспорином, в дальнейшем интервал сокращается до одной-полутора недель. В последние годы стараюсь применять биологичесикие методы – обработку раст

Пару недель назад заглянула ко мне на огонек одна соседка. Но пришла не просто так поболтать, а с конкретным вопросом. Ее интересовало, как я спасаю свои помидоры от фитофтороза.

Дачный поселок у нас находится на бывшем болоте, вокруг лес, где тоже затопленных мест хватает, по вечерам в низинах стелется туман. А еще ко всему прибавляется холодный, аномально дождливый июль этого года. Как же не буйствовать фитофторе?

Для меня этот вопрос достаточно болезненный. Зная, как быстро болезнь может «съесть» кустики вместе с плодами, все лето я пытаюсь предотвратить или хотя бы оттянуть подальше этот момент. Профилактические обработки томатов я начинаю, как только они укоренятся в теплице, а через две-три недели поле деятельности расширяется - присоединяются помидоры, высаженные в открытый грунт.

На первых порах опрыскиваю через полторы-две недели фитоспорином, в дальнейшем интервал сокращается до одной-полутора недель. В последние годы стараюсь применять биологичесикие методы – обработку растений (а часто и почвы) триходермой, фитоспорином или другими препаратами на основе сенной палочки. Вот так и бегаю с опрыскивателем все лето, а иначе все пойдет прахом, ежевечерние (за редким исключением) туманы окрасят все помидорные кустики в серо-черный цвет, лишив нас всего урожая.

1 июля. Помидоры в открытом грунте. Нижние листья я постепенно удаляю, но по очереди,  только после формирования кистей.
1 июля. Помидоры в открытом грунте. Нижние листья я постепенно удаляю, но по очереди, только после формирования кистей.

Иногда я прибегаю к помощи медьсодержащих препаратов – Хом, Оксихом, Азофос (не комплексное АзоФосКа, а именно фунгицид белорусского производства Азофос – азот+фосфор+медь).

В этом году, побоявшись, что в прохладную сырую погоду фитофтора окажется сильнее любого из биофунгицидов, томаты в открытом грунте я опрыскала препаратом Абига-Пик (активное вещество – хлорокись меди). Однако через неделю вернулась у Фитоспорину. Им и продолжаю работать.

На сколько хватит его и меня? Не знаю. Времени все это отнимает катастрофически много, но никуда не деться – хочешь свои помидоры, будь добр трудиться

Теплица из поликарбоната. 25 июля. Помидоры совсем не хотят зреть.
Теплица из поликарбоната. 25 июля. Помидоры совсем не хотят зреть.

Все это я по пунктам изложила моей соседке Кате, ответила на все ее вопросы, рассказала, где купить фитоспорин (да-да, есть еще люди, которые даже названия такого не слышали!)

Катя посадила помидоры и ничего с ними не делала, только поливала. Ни о какой профилактике фитофторы речи даже не шло. Но в принципе, это личное дело каждого. Мы все ищем свое решение на многие вопросы. Иногда ничегонеделание дает положительные результаты. Но только иногда.

Недолго думая, Катя решила провести все профилактические и лечебные опрыскивания вместе, одним махом. Развела фитоспорин, в другом ведре намешала бордосскую смесь. Как потом она мне рассказала, концентрацию и того, и другого она не выдерживала. Сделала для верности покрепче, чтобы уж наверняка помогло, соединила несколько ложек фитоспорина с бордосской и обработала свои томаты в тепличке. Да так, что с листьев не просто капало, а лились потоки.

Когда я приехала на дачу в следующий раз, она пришла с гневной тирадой:

- Не работает твой хваленый фитоспорин! И больше не говори мне о нем!

Я расспросила ее обо всем и пыталась объяснить, что живые бактерии фитоспорина были уничтожены медью, что не стоило смешивать эти два препарата, но Катя не слышала меня:

- Все, больше я в эти твои игры не играю! Сода и йод – вот лучшее лекарство!

Ну что ж, флаг тебе в руки! Раз тебе известна панацея от всех бед, то и пользуйся ею. А я в эти «чудодейственные средства» перестала верить лет 20 назад, после первого же применения.

Катины помидоры погибли через два-три дня после обработки. Что было причиной – фитофтора, которая уже давно подкралась к ним или передозировка медью – я не знаю. К соседке на участок не заглядывала уже несколько лет, а вот она иногда приходит. Как и в тот раз – пришла спросить, как я спасаю томаты от болезней.

И я просто рассказала что делаю сама. Так что вины своей не признаю – не виноватая я, ты сама ко мне пришла.

Кстати, на обработку томатов в тепличке 3х4 м соседка использовала всю упаковку фитоспорина, а это 200 г (думаю, что инструкцию она поленилась читать). Вот если бы она и дальше ничего не делала против фитофторы, то ничего бы и не потеряла. Все хорошо в меру и вовремя.

Щедрых вам урожаев!