Некоторые автомастера говорят, что лучшие образцы двигателей относятся к 70-м годам прошлого века – с тех пор маркетологи и экологи начали диктовать требования инженерам, и моторы «задушили» – они потеряли мощность и стали не такими долговечными, как раньше. Чтобы вытащить из того же объема цилиндров больше мощности при меньших выбросах, появляются турбины, а это снижает ресурс еще сильнее.
А еще в Европе начинают отказываться от производства дизельных двигателей, хотя до этого на дизельном топливе ездила большая часть автопарка. Бензиновые двигатели тоже не входят в моду – в лучшем случае теперь это гибриды, а то и полностью электрические автомобили.
То, что Европа отказывается от дизельных двигателей – достаточно странно, ведь это очень интересная технология. Да, такие моторы сложнее, дороже в производстве, обслуживании и ремонте, но у них есть одно неоспоримое преимущество – расход топлива. Разница с бензиновыми моторами может доходить до 30%, хотя в последнее время бензиновые двигатели оптимизируют настолько, что разница пропадает (хотя срок службы ДВС при этом тоже сокращается).
Но почему дизельный двигатель экономичнее бензинового? С принципом действия все более-менее понятно – топливо впрыскивается почти в момент прохождения цилиндром верхней мертвой точки и воспламеняется от силы сжатия.
Однако истинная причина не в этом.
Главная причина сниженного расхода в том, что дизельный двигатель может нормально работать на сильно обедненной топливовоздушной смеси по сравнению с бензиновым. То есть, при минимальной нагрузке (холостой ход) топлива в двигатель подается ровно столько, сколько требует конструкция мотора для совершения им полезной работы. Это связано со степенью сжатия – чем она выше, тем беднее может быть смесь.
Следовательно, в городском цикле с частыми остановками, перекрестками, пешеходными переходами и пробками дизельный двигатель будет экономичнее.
Но уже на трассе разницы не будет или она будет минимальной – физику не обмануть, и на похожие по параметрам двигатели будет нужно примерно одинаковое количество топлива.
Бензиновый двигатель можно заставить работать на смеси беднее, чем стехиометрическая (соотношение массы воздуха и топлива 14,7:1). Мотор сможет работать в относительно нормальном режиме работы при обеднении смеси до 18:1. Некоторые производители увлеклись маркетингом (вроде Mitsubishi GDI) и смогли настроить моторы так, что те работают на смеси 30-40:1. По факту им пришлось выкручивать обороты холостого хода до 850 вместо 600, иначе двигатель просто заглохнет. Как итог – часовой расход топлива составляет те же 0,6 литра, так что маркетинг остается маркетингом.
Правда, у бедной смеси есть обратная сторона медали – в бензиновом двигателе это риск перегреть клапана и камеру сгорания (которые охлаждает топливо), а в дизельном обедненная смесь дает низкую температуру выхлопа, из-за чего сажевый фильтр не разогревается до рабочей температуры. Как итог – автомобиль просто не проходит под жесткие экологические нормы.
С точки зрения потребителя разницы между дизельным и бензиновым двигателем скоро не останется вообще – оба варианта становятся сверхсложными, из обвешивают электроникой и «душат» экостандартами.