Сегодня социальная инженерия стала неотъемлемой частью тестов на проникновение. Их проведение заказывают частным фирмам крупные компании и государственные организации, каждый раз увеличивая число седых волос у руководителей подразделений. По их результатам устраивают тренинги для руководящего состава и увольняют наиболее провинившихся рядовых сотрудников. Однако ситуация от этого принципиально не меняется.
Психолог Э. Лангер провел очень простой эксперимент. Он заставлял одного из испытуемых подойти к очереди и пройти без очереди. И выяснил, что почти 90 % людей разрешают пройти вам без очереди, если вы скажете примерно так:
— Разрешите мне пройти без очереди, потому что я очень спешу.
А вот если попросите так, — "Разрешите мне пройти без очереди", — то количество желающих вам уступить уменьшится вдвое.
Первоначально Лангер думал, что в первом случае уступают из-за того, что испытуемый аргументировал свою просьбу тем, что он очень спешит. Однако потом, проведя третий эксперимент, он выяснил, что это не так. А в третьем эксперименте испытуемый сказал так:
— Разрешите мне пройти без очереди, потому что мне очень надо.
И опять количество разрешивших было около 90 %. На основании чего Лангер сделал вывод, что ключевое слово здесь "потому что". Таким образом, людям можно указать любую причину, и они уступят. Потому что люди хотят знать причину того, почему они делают то или иное действие, т. е. слово "потому что" выступало сигналом для запуска у людей программы уступчивости.