Найти тему
Валентиниана

Кто автор эскиза сгущенки?

Оглавление

Долго шли дискуссии по вопросу: «Кто же автор эскиза сгущенки?».

Всем известную бело - голубую этикетку для сгущенного молока создала в 1939 году (но есть источники с 1936г.) российский график и художник Ираида Фомина. Тогда она уже переехала в Москву из Ленинграда и училась в институте повышения квалификации у А. И. Кравченко (1936–1940), а затем у В. А. Фаворского.

Фото из интернета.Этикетка интересна тем, что в ней есть влияние конструктивизма. Это  авангардная работа, несмотря на то, что в конце 30-х такая стилистика  начала постепенно вытесняться из обихода. Такая лаконичная геометрическая графика хорошо смотрится и теперь. Ее основной специализацией была книжная графика: обложки, экслибрисы и пр.  Ираида Фомина особое внимание внимания уделяла шрифтам. Для каждой обложки  создавала уникальную гарнитуру и выписывала ее от руки.
Фото из интернета.Этикетка интересна тем, что в ней есть влияние конструктивизма. Это авангардная работа, несмотря на то, что в конце 30-х такая стилистика начала постепенно вытесняться из обихода. Такая лаконичная геометрическая графика хорошо смотрится и теперь. Ее основной специализацией была книжная графика: обложки, экслибрисы и пр. Ираида Фомина особое внимание внимания уделяла шрифтам. Для каждой обложки создавала уникальную гарнитуру и выписывала ее от руки.
Коллаж из интернета.
Коллаж из интернета.

Сгущенное молоко, выпускалось разными молочными комбинатами СССР по единому ГОСТу, имело общий и узнаваемый дизайн. Сегодня многие россияне его хорошо помнят. Потребители предпочитают продукт именно в такой упаковке, ассоциируя ее с качеством советского продукта и вкусом детства. Дизайн этикетки используется и в наши дни и для многих компаний попытки уйти от него полностью обернулись провалом. При выборе этикетки стараются хотя бы частично использовать элементы советского бело-голубого дизайна.

Автор нарисовала несколько упаковок сгущенки, но самым удачным стал сине-бело-голубой вариант № 7 в стиле отмиравшего к тому времени конструктивизма. Этикетка была разработана в 1939 году. Фоминой тогда было 33 года, а так выглядела сгущенка до появления классической упаковки.

Первоначальная этикетка сгущенки.
Первоначальная этикетка сгущенки.

Сгущёнка — не российское или советское изобретение. По одной из версий, придумал сгущённое молоко французский кондитер Николя Аппер, он в начале XIX века по заказу Наполеона Бонапарта изобрёл молоко длительного хранения. В 1810 году англичанин Питер Дюранд получил патент на способ консервирования, и использование для этого жестяных банок. В 1826 году в сгущённое молоко стали добавлять сахар.

Но самым большим популяризатором сгущёнки был американский промышленник Гейл Борден. Независимо от французов и англичан, он получил это самое "долгоиграющее" молоко путём уваривания и почти сразу стал добавлять в него сахар. Так продукт получался более густым и дольше хранился. 19 августа 1856 года Борден запатентовал консервированное молоко, а в 1858 году построил в Америке первый в мире завод по производству сгущёнки с сахаром.

Фото из интернета. Реклама американская
Фото из интернета. Реклама американская

«Вкус детства» — так часто называют сгущенку. Но этому вкусу уже 164 года. В Россию же сгущёнка пришла позже. Первый завод по её производству был открыт в Оренбурге в 1881 году, но закрылся, продукция не пользовалась спросом. В годы Великой Отечественной войны сгущёнка, выпускаемая в ограниченных объёмах, поступала на фронт. А после победы это лакомство решено было запустить и в массовое производство. В 1952 году в посёлке Кореновск Краснодарского края построили завод по производству молочных консервов, и на сгущённое молоко был разработан ГОСТ 2903-78.

Вернёмся, к этикетке сгущенки, ее дальнейшая жизнь более чем удачна. В 90-е годы производители пытались изменять дизайн упаковки, но всё равно вернулись к работе Фоминой, так как она оказалась наиболее узнаваемой и прочно ассоциировалась с высоким качеством. Банки с другим дизайном покупатели игнорировали.

Компания Steinhauer Holding GmbH & Co. KG, зарегистрировала советский дизайн бело-синей банки сгущенного молока на территории Евросоюза почти 20 лет назад. В 2019 году Steinhauer подала в суд за нарушение интеллектуальных прав на компанию, реализующую аналогичные товары в Болгарии - Berezka Trading. Компания выпустила на рынок сгущенное молоко в узнаваемой бело-голубой упаковке, добавив ее своим логотипом.

На территории России классическую геометрическую графику для молочного продукта могут наносить на продукт все желающие. “Дизайн банки сгущенного молока представляет собой не что иное, как товарный знак. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте, но, что касается традиционного товарного знака - бело-синей банки с узнаваемыми формами, то она является широко распространенной. Ее использование сложилось в ходе многолетней практики производителей этой продукции».

Художник Ираида Фомина, благодаря созданию дизайна этикетки сгущенки, стала известной по всему миру. Большое влияние, на становление ее как художника, оказали отец и старший брат. Иван Александрович Фомин (22 января [3 февраля] 1872, Орёл12 июня 1936, Москва) — русский и советский архитектор, историк архитектуры. Отец архитектора Игоря Фомина (1904—1989) и художника-графика Ираиды Фоминой (1906—1964). Училась Ираида Ивановна Фомина в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1924–1928) на отделении книги и плаката, потом переехала в Москву. В начале творческого пути И. Фомина занималась промграфикой и прикладным искусством.

Фото из архива  К.Д.Фомина. Фомин Кирилл Дмитриевич родился в 1934 году в Тбилиси. Родители – Эрн Ирина Владимировна и Фомин Дмитрий Валерьевич. Его отец Фомин Д.В. двоюродный брат Ираиды Фоминой.  Все архитекторы.
Фото из архива К.Д.Фомина. Фомин Кирилл Дмитриевич родился в 1934 году в Тбилиси. Родители – Эрн Ирина Владимировна и Фомин Дмитрий Валерьевич. Его отец Фомин Д.В. двоюродный брат Ираиды Фоминой. Все архитекторы.

Сохранились ее эскизы росписи тканей, росписи по фарфору, конфетных оберток, проспектов для Интуриста. Она часто вспоминала слова отца: «нет маленьких работ – все работы большие».

В 1930-х – Ираида Фомина работает в станковой графике – создает серии офортов, литографий и монотипий по впечатлениям от путешествия в Сванетию и от занятий планеризмом. Она очень любила ходить на яхте.

Фото из архива  К.Д.Фомина
Фото из архива К.Д.Фомина

В 1940-х годах выполняет серию офортов, посвященных Ленинграду. В послевоенные годы начинается период интенсивной работы в области книжной графики.

Фото из архива  К.Д.Фомина
Фото из архива К.Д.Фомина

В 1950-1960-е художник оформляет множество книг для самых разных издательств, многие из них отмечены премиями и дипломами.

Фото из архива  К.Д.Фомина
Фото из архива К.Д.Фомина

В Санкт-Петербурге есть улица Ивана Фомина(ее отца), которая соединяет в Выборгском районе два бульвара – Поэтический и Сиреневый.

Она была названа 15 июля 1974 года в честь архитектора Ивана Александровича Фомина. Рядом расположен Сад Ивана Фомина — это популярное среди местных жителей место досуга, образован 27 ноября 1989 года. К сожалению Ираида Фомина не дожила до этих дней.

Сад(сквер) Ивана Фомина в Выборгском районе. Фото из интернета.С 1929 года Фомин жил в Москве. Группа ленинградцев, влившаяся в предвоенные годы в архитектурную среду столицы, внесла заметный вклад в ее общее развитие советской архитектуры. Главной же заслугой, послужившей поводом к увековечению памяти Фомина в топонимии Ленинграда, стала его работа по благоустройству Марсова поля, где уже был сооружен мемориальный комплекс, созданный Львом Рудневым. За основу реконструкции территории   было взято предложение Ивана Фомина о создании площади -  сада с четким рисунком дорожек и площадок и невысокой растительностью, которая не будет заслонять как сам мемориальный комплекс в центре площади, так и архитектурные шедевры вокруг нее.
Сад(сквер) Ивана Фомина в Выборгском районе. Фото из интернета.С 1929 года Фомин жил в Москве. Группа ленинградцев, влившаяся в предвоенные годы в архитектурную среду столицы, внесла заметный вклад в ее общее развитие советской архитектуры. Главной же заслугой, послужившей поводом к увековечению памяти Фомина в топонимии Ленинграда, стала его работа по благоустройству Марсова поля, где уже был сооружен мемориальный комплекс, созданный Львом Рудневым. За основу реконструкции территории было взято предложение Ивана Фомина о создании площади - сада с четким рисунком дорожек и площадок и невысокой растительностью, которая не будет заслонять как сам мемориальный комплекс в центре площади, так и архитектурные шедевры вокруг нее.

Эта статья посвящена ее памяти.

Память о тех, кого уже нет с нами – богатство, которое надо сохранять особенно бережно, поскольку только наша личная память делает их незабытыми.

Еда
6,93 млн интересуются