Пожалуй, самый популярный вариант для тех, кто не хочет сильно рисковать и готов вложить в свое дело порядка миллиона рублей или чуть больше - открыть розничный магазин продуктов в формате “у дома”. Конечно, риск “прогореть” есть и в этом сегменте рынка, но согласитесь - в 2020 году он куда ниже, чем в случае, если вы вложите сопоставимую сумму в индустрию развлечений или дышащий на ладан бизнес общепита.
К чему нужно быть готовым - так это к существенной конкуренции со стороны крупных федеральных ритейлеров. Если вы открываетесь в недавно построенном спальном районе города-миллионника, наверняка столкнетесь с наличием в непосредственной близости популярных розничных магазинов под вывесками “Магнита”, “Пятерочки” или других известных брендов. Даже если в радиусе пары-тройки кварталов их еще нет - не сомневайтесь, появятся в ближайшее время.
Поэтому крайне важно быть готовым предложить покупателю что-то, чего нет у федеральных игроков - пресловутое УТП, уникальное торговое предложение. Что это будет - уровень сервиса, особый товарный ассортимент или доступные цены - решать вам. А мы переходим к этапу открытия продуктового магазина.
Регистрация своего продуктового магазина
Начнем с того, какие документы понадобятся предпринимателю при открытии продуктового магазина. Первым делом потребуется получить разрешение в административных органах. Магазин должен быть внесен в торговый реестр и получить свидетельство на право осуществления коммерческой деятельности.
Поскольку вы будете иметь дело с продуктами, крайне важно соблюсти все санитарные нормы, которые предъявляются к магазинам подобного формата действующим законодательством. Рекомендуем проштудировать "Специальные правила для организации продуктовых магазинов (СП 2.3.6. 1066-01)", изданные Минздравом 7 сентября 2001 года. В них перечислены все требования к продуктовому ритейлу формата “у дома”, касающиеся следующих аспектов:
- Планировка торгового помещения и размещаемому в нем оборудованию;
- Стандарты организации водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления и освещения;
- Регламент получения, хранения и реализации продуктов питания;
- Соблюдение персоналом правил личной гигиены.
Ниже приводим полный список документов, которые понадобятся при запуске продуктового магазина:
- заявление в местную администрацию на выдачу свидетельства о внесении магазина в торговый реестр;
- свидетельство ОГРН (ОГРНИП);
- устав ООО;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- заключение МЧС о соответствии помещения магазина требованиям пожарной безопасности;
- заключение СЭС (Роспотребнадзор) о том, что магазин соответствует санитарным нормам;
- карточка регистрации кассового аппарата (исключение составляют плательщики ЕНВД и ПСН);
- договор с организацией, занимающейся вывозом мусора;
- копии документов на право пользования помещением (договор аренды или свидетельство на право собственности);
- разрешение на размещение наружной рекламы магазина.
Теперь перейдем к списку кодов ОКВЭД, которые необходимо указать при регистрации юрлица (подробнее об открытии ООО можно узнать здесь). В случае с розничным продуктовым магазином он довольно внушительный:
- 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
- 47.21 Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах
- 47.22 Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах
- 47.23 Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах
- 47.24 Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах
- 47.25 Торговля розничная напитками в специализированных магазинах
- 47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах
- 47.29 Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах
На случай запуска своего интернет-магазина по реализации продуктов питания (почему бы не использовать дополнительный канал продаж?) мы также рекомендуем добавить следующий классификатор:
- 47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет.
Закупки товаров для продуктового магазина
Для формирования торгового ассортимента продуктового магазина потребуется провести переговоры с торговыми представителями и сотрудниками отделов сбыта компаний-производителей или их региональных дистрибьюторов. На этой стадии важно не только согласовать хорошие условия по закупочной стоимости товаров (на первых порах при отсутствии больших объемов реализации вам вряд ли согласуют сверхвыгодные условия), но и попробовать получить дополнительные “плюшки” от поставщиков.
Например, можно неплохо сэкономить на торговом оборудовании - многие производители газированных и алкогольных напитков, а также замороженных продуктов готовы предоставить в пользование магазинам свои брендированные холодильники. Причем это могут быть как небольшие региональные поставщики, так и крупные игроки рынка, такие как “Pepsico” или “Балтика”.
Также некоторые поставщики продуктов питания и сопутствующих товаров могут и готовы платить магазину ежемесячные бонусы (или так называемые рибейты) за выполнение плана по продажам, закупку новых позиций и даже попросту более выгодное размещение товара по сравнению с их конкурентами. Речь о так называемой “борьбе за полку”, которая прописана в KPI у многих торговых представителей и включает в себя выкладку (мерчендайзинг) ходовых позиций в наиболее заметном покупателям пространстве магазина. Бонус магазину как правило выплачивается бесплатным товаром, который можно реализовывать и получать с него дополнительную прибыль.
Хорошие условия на некоторые группы товаров можно получить не только у производителей и дистрибьюторов, но и закупая продукты в специализированных гипермаркетах формата Cash&Carry. Некоторые из них специально заточены под мелкий опт - например, небезызвестные сети Metro и Selgros. Зачастую благодаря изначально большим объемам закупок стоимость одного и того же товара в гипермаркете может быть ниже чем у дистрибьютора и даже самого производителя.
Наш совет - не зацикливайтесь на работу с ограниченным количеством поставщиков, регулярно мониторьте ценники на ходовые позиции у разных компаний.
Чтобы привлечь новых покупателей можно также закупать такие позиции, которых не будет в наличии у конкурентов “за углом”. Это могут быть, к примеру, фермерские продукты напрямую от производителей - молоко, сметана, сыр, мясо и т.д. При поиске поставщиков в ближайшей области следует учитывать необходимость грамотно выстроить логистику - ведь в отличие от крупных производителей мелкие фермерские хозяйства далеко не всегда могут наладить постоянные поставки. Также необходимо учесть, что натуральные продукты, при всех своих полезных свойствах, не содержат консервантов и будут быстрее портиться.
Помимо товаров, готовых к реализации, можно наладить закупку ингредиентов для приготовления блюд. Организация собственного небольшого производства в магазине позволит продавать товары собственного приготовления с большей наценкой. Языком цифр это выглядит так - при перепродаже готовых продуктов питания наценка составляет в среднем от 5 до 15 процентов. При этом себестоимость пиццы со средним чеком в 250 рублей составляет менее 50 рублей, то есть наценка составляет уже 250 процентов. Думаем, комментарии излишни.
Среди наиболее популярных вариантов собственного производства в магазине помимо изготовления пиццы - выпечка хлебобулочных изделий и, приготовление салатов и мясные блюда на гриле. Однако следует учесть и дополнительные затраты на эти виды деятельности. К примеру, стоимость хорошей ротационной печи с расстойным шкафом для выпечки хлебобулочных изделий составит от 150 000 - 200 000 рублей на вторичном рынке и от 400 000 рублей, если покупать ее новой у поставщика.
Выбор помещения для магазина продуктов
Удачное местоположение для продуктового магазина крайне важно - зачастую именно близость к дому играет для покупателей решающую роль. Место с хорошей проходимостью и доступной арендой под продуктовый магазин в уже обжитых районах города как правило найти довольно проблематично, поэтому мы рекомендуем рассматривать в качестве локации для запуска спальный район, который активно застраивается.
В качестве варианта размещения можно выбрать либо первые этажи многоэтажек с возможностью перевода в нежилой фонд, либо аренду в небольших торговых центрах. Первый вариант предпочтительнее с точки зрения размеров начальных инвестиций - стоимость аренды условных 50-100 квадратных метров “под коммерцию” будет ниже в жилых домах. В спальном районе города-миллионника цена аренды составит в среднем порядка 500 рублей за квадратный метр, то есть от 25 000 – 30 000 рублей за самые бюджетные варианты. Небольшая часть помещения отводится под склад, остальная служит торговым пространством.
Важно также предусмотреть удобные подъездные пути для грузового транспорта и возможность организации зоны разгрузки, нелишним будет и наличие удобной парковки для покупателей (стоит признать, в новостройках с этим довольно туго, особенно в вечернее время).
Маркетинг и продажи продуктового магазина
- Вывеска. Среди первых и самых необходимых трат на рекламу при открытии магазина - изготовление и монтаж рекламной вывески. В зависимости от сложности конструкции и ее размеров придется потратить от 40 000 до 80 000 рублей.
- Печатная реклама. Наиболее популярный вариант оффлайн-продвижения - распространение листовок в ближайших домах, а также реклама в лифтах.
- Акции выходного дня. Можно провести также разовую маркетинговую акцию в выходной день - например, устроить небольшое мероприятие с конкурсами и розыгрышем подарков.
- SMS-рассылка и реклама в мессенджерах. Однако не стоит исключать и вариант использования современных технологий - например, рассылку SMS с информацией об открытии магазина среди жильцов ближайших кварталов. Ряд провайдеров услуг позволяет делать выборку с точностью до улицы, на которой находится потенциальный клиент. Еще один вариант продвижения - реклама в пабликах района в соцсетях ("Инстаграм", "ВКонтакте" и т.д.). Стоимость постов относительно небольшая и варьируется от 300 до 3000 рублей. Особо находчивые используют рекламу даже в группах мессенджеров вроде WhatsApp, в которых состоят жильцы окрестных многоэтажек.
- Скидки и акции. Разумеется, не обойтись при открытии продуктового магазина без рекламных акций. На ряд товаров (например, бонусные Coca-Cola или сигареты) можно установить крайне заманчивые цены для привлечения внимания покупателей. Видите, что для выполнения месячного/квартального плана по продажам какой-либо позиции не хватает объемов - смело устраивайте акцию формата “две вещи по цене одной”, ведь в итоге вы получите куда больше от поставщика, чем потеряете изначально при перепродаже.
Персонал своего магазина
Хотите отличаться от конкурентов в лучшую сторону? Сделайте упор на качество обслуживания клиентов. Этим зачастую пренебрегают многие магазины формата “у дома”, а зря. Лучше увеличить затраты на ФОТ относительно среднего уровня зарплат по рынку и взять вежливых и клиентоориентированных продавцов - в итоге это обязательно скажется на посещаемости магазина.
- Продавцы-кассиры. Как правило, для небольшого магазина в спальном районе достаточно 3-4 продавцов-кассиров, которые будут работать по сменному графику (2/2, 3/3 дня и так далее). Средний доход при графике работы с 10 утра до 22 вечера можно установить в размере 1500 рублей.
- Управляющий. Также потребуется управляющая магазина, которая будет контролировать процесс закупок продуктов и коммуницировать с торговыми представителями, следить за чистотой в магазине, качеством работы сотрудников и выполнять другие административные функции. Средний уровень ФОТ: 35 000 – 40 000 рублей в месяц.
- Грузчики. Для разгрузки товаров необходимо минимум один грузчик, работающий в смену. Средний уровень ФОТ: 20 000 – 25 000 рублей.
Логистика продуктового магазина
Большую часть продуктов будут доставлять в магазин поставщики, однако если вы планируете развивать направление фермерских продуктов и закупать часть позиций самостоятельно в гипермаркетах Cash&Carry, потребуется приобрести собственный коммерческий транспорт. Для этих целей можно приобрести подержанный автомобиль с небольшим расходом топлива, доступный в обслуживании и удобный в использовании не только на трассе, но и в городе. Оптимальный вариант - “каблук” на базе ВИС или ИЖ (ценник от 150 000 рублей за “живые” экземпляры) либо более вместительный фургон наподобие VW Transporter T4 (250 000 рублей и выше).
В условиях пандемии становится крайне актуальной доставка продуктов покупателям на дом. Далеко не у всех магазинов есть пока такая услуга, однако многие предприниматели из продуктового ритейла сейчас либо уже запустили подобный сервис, либо планируют его реализовать в ближайшее время.
Есть два варианта - взять в штат водителя-курьера, либо использовать услуги агрегаторов доставки. Второй вариант предпочтительнее, особенно на первых порах, когда доставок будет не очень много. Тем более что некоторые из них предлагают разместить магазин у себя на платформе - это позволит увеличить число онлайн-заказов. В таком случае комиссия агрегатора составляет в среднем порядка 15-20% от суммы заказа.
Финансовые показатели магазина
Вложения. Минимальный размер затрат на открытие продуктового магазина, как мы уже упоминали в начале статьи, составляет порядка одного миллиона рублей. Этой суммы должно хватить на минимальные инвестиции в виде закупки оборудования и товарного ассортимента, а также на постоянные затраты на работу магазина.
Однако оптимальным вариантом видится увеличение размеров инвестиций для развития собственного производства и доставки:
Доходы. Планируемая выручка в месяц: 2 000 000 рублей. При средней наценке в 15-20% на товар магазин способен приносить 375 000 рублей. За вычетом расходов прибыль составит 125 000 рублей.
Срок окупаемости. Расчетный период окупаемости продуктового магазина, таким образом, составит 1 год и 2 месяца.
Резюме проекта своего продуктового магазина
Таким образом, открытие розничного продуктового магазина выглядит с одной стороны достаточно стабильным и востребованным бизнесом, с другой - необходимо будет потратить немало сил и времени, чтобы наладить все операционные процессы и наработать постоянную клиентскую базу. Однако если бизнес, что называется, “пойдет” и поймете что это ваш формат - открывать второй, третий магазин и так далее будет уже значительно проще.
Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса