История индийского меча кханда берет свое начало в глубокой древности. Наиболее раннее изображение данного оружия датируется первым веком н.э. К слову оно было обнаружено в пещере Рани-Гумпха, что расположена в восточной части страны. На том наскальном рисунке отражено противостояние между двумя воинами: женщиной, вооруженной саблей, и мужчиной, держащим в руках меч, похожий на современную кханду.
Первые скульптуры с изображением оружия подобного типа датируются уже 4-6 веками и относятся ко времени правления династии Гупта.
В названии оружия кханда нет ничего экстраординарного. В переводе с санскрита кханда значит "меч". Правда, в Индии, точнее в южной ее части, встречается и другое название оружия - патисса.
Нельзя не сказать, что кханда (патисса) является важным религиозным символом сикхизма. Этот меч даже изображен на эмблеме данной религии, которая, как известно, была основана еще в пятнадцатом веке в Пенджабе гуру по имени Нанак.
Эмблема сикхов помимо меча кханда, занимающего центральную позицию в композиции, содержит также изображение метательного кольца "чакра", которое является символом единства Бога и человека, а также двух ножей "кирпан". Те, в свою очередь, подчеркивают важное значение для сикха как духовной жизни, так обязательства отдельного человека перед общиной. Сам же меч своими острыми гранями должен отделять истину от невежества.
Кханду хоть часто и называют мечом, однако согласно европейской классификации подавляющее большинство историков относят это оружие к палашам.
Непригодная для укола рубящая кханда обладала прямым клинком с обоюдоострой заточкой. Общая длина оружия при этом не превышала одного метра. В подавляющей массе оружие расширялось к острию, иногда занчительно, а иногда едва заметно. Хотя острие меча - это громко сказано. Порой окончание клинка было и вовсе закруглено, хотя чаще оно имело треугольную форму. Нередким было присутствие одновременно и долов разных размеров и ребер жесткости на клинке.
Эфес оружия состоит гарды, рукояти и навершия. Гарда здесь принимает форму как бы "переломанного посередине диска", причем с внешней стороны, она часто оснащалась двумя параллельными клинку металлическими отростками. Эта деталь, скорее всего символизирует языки пламени.
Металлическая защитная дужка, соединяющая гарду и навершие, хоть и встречается очень часто на кханде, однако не является исключительным признаком оружия. Подобная деталь в общем-то характерна для поздних образцов. Черен рукояти обладает характерным утолщением в середине, а навершие меча здесь крупное и чашеобразное.
Характерная, но не обязательная, деталь эфеса кханды - это наличие металлического стрежня с утолщением, выходящего из навершия в противоположном клинку направлении. Предполагается, что данная деталь могла служить подставкой для руки, если меч находился в ножнах. А во время боя за него могли взяться второй рукой, используя патиссу как двуручное оружие.
На заре создания меча кханда древние индийцы носили это оружие на левом бедре на портупее, переброшенной через плехо. Лишь несколько позднее кханду стали крепить к поясу.
На этом о кханде все. Если вы хотите что-то узнать о японском оружии, рекомендую видео о содэгарами.