Найти тему

Фильм "Солнцестояние": Что за прелесть эти саги, руны, зиги и зигзаги

Привет, Друзья!

Не так давно мы говорили про "Реинкарнацию" Ари Астера . Сегодня обсудим второй фильм режиссёра "Солнцестояние".

Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть с осторожностью.

Постер взят с сайта https://www.listennotes.com/
Постер взят с сайта https://www.listennotes.com/

Живут себе друзья-товарищи: Кристиан, Джош, Марк и Пелле. Подруга Кристиана — Дэни — страдает от сильнейшей психологической травмы: погибли её сестра и родители. Кристиан вообще дружок так себе, хочет расстаться с Дэни, но не может осмелиться на такой шаг после произошедшей с подругой трагедии.

Проходит время, и однажды на дружеской вечеринке Дэни узнаёт, что Пелле пригласил Марка, Джоша и Кристиана на фестиваль летнего солнцестояния в свою родовую общину Хорге в шведской провинции Хельсингланд. Ребята — антропологи, а Джош и Кристиан пишут диссертации, глупо отказываться от такого предложения: чужаков просто так на фестиваль не пустили бы ни за что. Дэни расстроена, что Кристиан ничего не рассказал ей заранее. Кристиан зовёт Дэни поехать с ними. И, voilà, следующий кадр: герои уже на борту трансатлантического рейса на пути в Стокгольм.

По цветущей прекрасной зелёной Швеции друзья едут в Хоргу. На месте они встречают пару из Великобритании — Конни и Саймона. Они тоже "чужаки", их пригласил на праздник Ингемар — брат Пелле. Герои знакомятся с членами общины, наслаждаются жизнью, изумляются необычным строениям и образу жизни. Например, вся молодёжь спит в одном большом доме: кровати стоят у стенок на двух этажах.

Жизнь каждого участника общины разделена на четыре части: до 18 лет — детство, пора радости; с 18 лет по 36 — учёба и паломничество (пребывание Пелле в США, например, это часть паломнической миссии), третий период до 54 лет — время работы в общине и, наконец, последний отрезок — до 72 лет — исполнение обязанностей старейшин и хранителей традиций. Позвольте, спросите вы, а что же происходит с человеком, когда ему исполняется 72 года? У приехавших в Хоргу есть шанс узнать это...

На следующий день "туристы" присутствуют при обряде "аттеступа" — женщина и мужчина, достигшие "предельного" возраста, поднимаются на утёс и прыгают на камни. Женщина погибает сразу, а мужчина бьётся в агонии. Члены общины повторяют в едином порыве его крики, а потом разбивают ему череп большим деревянным молотом...

Кристиан, Дэни и Джош с недоумением и ужасом наблюдают обряд. Справа — Пелле. Кадр взят с сайта https://horrorzone.ru/
Кристиан, Дэни и Джош с недоумением и ужасом наблюдают обряд. Справа — Пелле. Кадр взят с сайта https://horrorzone.ru/

Как вам такое, герои-антропологи? Не ожидали, что в современной Европе будете свидетелями того о чём только читали в учебниках? А сколько интересного вас ещё ждёт впереди...

Кадр взят с сайта https://krot.info/
Кадр взят с сайта https://krot.info/

Давайте на этом закончим пересказ сюжета и узнаем интересные факты про фильм, а потом попробуем разобрать некоторые сцены.

Внимание! Спойлеры!

  • Деревня, в которой происходят основные события фильма, была построена под руководством Хенрика Свенсона — главного декоратора картины. Астер показал Свенсону фильмы Сергея Параджанова "Тени забытых предков" и "Цвет граната". Визуальные образы этих картин сильно повлияли на художественное оформление "Солнцестояния".
Некоторые из строений в Хорге. Фото взято с сайта https://horrorzone.ru/.
Некоторые из строений в Хорге. Фото взято с сайта https://horrorzone.ru/.
  • Общину Хорга снимали в Венгрии, а совсем не в Швеции.
  • Для того, чтобы актёры, сыгравшие Дэни и Кристиана лучше вжились в роли, Ари Астер разговаривал с ними об их чувствах так, будто они были парой, посещающей психотерапевта.
Слева Кристиан (Джек Рейнор), справа Дэни (Флоренс Пью). Посередине в белой рубашке — Ари Астер. Кадр со съёмок взят с сайта https://www.cinemafia.ru/
Слева Кристиан (Джек Рейнор), справа Дэни (Флоренс Пью). Посередине в белой рубашке — Ари Астер. Кадр со съёмок взят с сайта https://www.cinemafia.ru/
  • Одним из первых зрителей фильма Джордан Пил, автор нашумевших фильмов "Прочь" и "Мы", оценил "Солнцестояние" и сказал, что фильм полон потрясающих и запоминающихся образов.
  • Фильм выпущен компанией A24. А24 причастна к созданию фильмов, о которых я рассказывал совсем недавно: "Ведьма" и "Маяк" Роберта Эггерса и "Реинкарнация" Ари Астера.
  • "Солнцестояние" — длинный фильм, почти два с половиной часа (и это было одной из претензий к картине), но режиссёрская версия еще длиннее — почти три часа. Мы не будем сейчас обсуждать отличия кинотеатральной версии от режиссёрской (возможно, этому будет посвящён один из будущих обзоров), но интересующиеся киноманы смогут найти director's cut в некоторых платных онлайн-кинотеатрах.

Да, фильм длинный, но Ари Астер умеет держать в напряжении: звуками, яркими цветами, диссонансом между идиллической пасторальной картинкой и происходящим ужасом. Если вам понравилась "Реинкарнация", то и "Солнцестояние" вряд ли оставит вас равнодушным, хотя это совершенно другой фильм.

Ари Астер на съёмках фильма. Фото взято с сайта https://krot.info/
Ари Астер на съёмках фильма. Фото взято с сайта https://krot.info/

После просмотра у зрителя остаётся много вопросов. Давайте попробуем поразмыслить над некоторыми из них.

  • Были ли родители Дэни как-то связаны с общиной? Их смерть — несчастный случай ("побочный эффект" весьма своеобразного самоубийства сестры) или спланированное умышленное убийство?

Ари Астер сам провоцирует зрителей на жаркие споры в форумах, посвящённых "Солнцестоянию". Например, в самом начале мы видим, что фотография Дэни на столике у родителей обрамлена венком из живых цветов, будто она уже выбрана на роль будущей Королевы Мая. В Хорге Пелле говорит Дэни: "Добро пожаловать домой". Любители конспирологии всерьёз утверждают, что родители Дэни сами покончили с собой при обряде зимнего солнцестояния (действие фильма начинается зимой), а члены общины "убрали" сестру, чтобы ничто не связывало Дэни с прошлой жизнью. Можно привести десятки доводов в пользу любой версии, точный ответ даст только режиссёр, но и он не торопится раскрывать секреты.

  • Что символизируют кадры, в которых изображение переворачивается, и машина как бы едет вверх колёсами?

Скорее всего Ари Астер хотел показать момент перехода из реального мира в потусторонний. Нет, лучше сказать так: герои попадают в другую реальность, а выбраться оттуда порой ой как трудно. Вы можете припомнить, что в фильме "Пираты Карибского моря: На краю света" герои попали из мира мёртвых в мир живых, перевернув корабль. Кстати, сам Ари Астер любит подобный кинематографический приём: в "Реинкарнации" есть эпизод с переворачиванием картинки, и этот момент чётко даёт нам понять, что пути назад нет, и персонажи обречены.

  • Почему герои, став свидетелями бесчеловечного обряда, не покинули общину в тот же вечер?

Англичанин Саймон называет членов общины "больными" (ну или как-то так), идёт собирать вещи и говорит Конни, что они сейчас же уезжают. Что же делают американские студенты и аспиранты? Марк проспал обряд, Джош решает остаться, так как хочет посвятить Хорге свою диссертацию, Кристиан тоже задумал научную работу по Хорге, Дэни в ужасе, а Пелле спокойно объясняет, что всё, свидетелями чему стали ребята, — древняя традиция, старейшины уходят из жизни добровольно и с радостью. Вот тут бы друзьям умчаться во все лопатки, но, скорее всего срабатывают какие-то внутренние стереотипы героев и их представление о жизни. Дело не в глупости или наивности (хотя частично и в них тоже, Астер снова показывает инфантильность мужчин, как в "Реинкарнации"), они, в отличие от Конни и Саймона, не воспринимают всё происходящее всерьёз. Джош, Кристиан и Марк ведут себя так, словно приехали в музей или в этнографическую деревню: все тут ряженые, и вообще всё ненастоящее.

  • Могут ли антропологи вести себя так по-идиотски?

Реальные — не могут, но помните, что было написано чуть раньше? Если герои считают происходящее спектаклем, сельской постановкой, то они с лёгкостью нарушают правила, которые нарушать не рекомендуется. Нельзя фотографировать священную книгу? Хорошо, сделаем вид, что не собираемся это делать, а потом прибежим ночью снимать со вспышкой. Помочиться на засохшее дерево? Никакому антропологу не придёт в голову сделать что-либо подобное, не зная всех запретов и правил общины. Впрочем, судя по всему, герои "Солнцестояния" усердно прогуливали лекции, если даже самый разумный из них — аспирант Джош — совершает глупости. А вот Ари Астер семинары по антропологии не пропускал, поэтому и снял фильм;-).

  • Управляют ли герои своей судьбой? Могли бы они остаться в живых?

Это очень сложный вопрос. Казалось бы, в отличие от "Реинкарнации", где все персонажи были лишь бесправными винтиками в страшном демоническом механизме, ничто в "Солнцестоянии" не указывает нам на обречённость героев. Они сами идут к своей гибели, невольно становясь участниками языческого ритуала. Могли бы они покинуть общину? Не знаю, у Саймона и Конни это не вышло. Случилось бы что-нибудь с Марком и Джошем, если бы они не наломали дров самостоятельно? Не знаю, но их смерти так чётко вписаны в общую картину происходящего, что понимаешь — им уготована только такая судьба и никакая иная.

Самый мощный взрыв мозга произойдёт, если когда-нибудь мы узнаем, что "Реинкарнация" и "Солнцестояние" — части одной киновселенной. Но это так, шутка:-)

Фильм "Солнцестояние", как и предыдущий фильм Ари Астера, это не столько ужасы или триллер, сколько драма. Драма про взаимоотношения людей, про доверие. Главная героиня — Дэни — чувствует, что она чужая для своей компании, даже для своего парня. Астер при каждом удобном случае показывает нам отдаление Кристиана от Дэни, и ближе к концу фильма мы видим, что Дэни уже почти член общины, а Кристиан становится всё более чужим. Он — последний человек, который хоть как-то связывает Дэни с Америкой, а Дэни нужно освободиться от своего прошлого...

Многие сравнивают "Солнцестояние" с картинами Ларса фон Триера, но более уместным и правильным будет сравнение с фильмами Сергея Параджанова и Андрея Тарковского. Музыка, яркие цвета, тягучее повествование — как будто Тарковский снимает страшное кино.

Всё ли получилось у Ари Астера? Пусть решает зритель. Моё мнение: фильм проработан досконально, но, стараясь наполнить "Солнцестояние" множеством незаметных при первом просмотре деталей и снять фильм про ритуал, режиссёр немного перехитрил сам себя. Некоторые зрители ругаются, что картина затянута, другие же, наоборот, сетуют на то, что многое в фильме не раскрыто. Так это или не так — решать вам, но, однозначно, Ари Астер снял выдающийся фильм...

Закончу обзор словами Мартина Скорсезе:

"...Не хочу рассказывать лишнего о фильме, потому что вам стоит посмотреть его самим. Я могу сказать, что точный контроль здесь столь же прекрасный, как и в "Реинкарнации". Фильм добирается до чувств, которые столь же реальны и неприятны, как и те, что испытывали персонажи предыдущей картины. Я также могу сказать, что в фильме есть образы, особенно в финальной части, которые вы вряд ли сможете забыть. Я точно не смог..." Вот так.

Смотрите кино, рассказывайте про свои ощущения и, как говорят классики, ставьте лайки и подписывайтесь.

Взято с сайта https://www.kinopoisk.ru/
Взято с сайта https://www.kinopoisk.ru/

Режиссёр: Ари Астер

Название фильма: "Солнцестояние" ("Midsommar"), 148 минут, США, Швеция, 2019 год

Жанр: Ужасы, Драма, Триллер

При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://en.wikipedia.org/, https://ru.wikipedia.org/, https://www.kinopoisk.ru/, https://smartfacts.ru/, https://www.cinemafia.ru/ и другие источники.