Найти тему
"ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ"

Иногда мечты сбываются или как она попала на сцену

Когда она стала грезить театром, пожалуй, точно и не вспомнить, вероятно, лет в одиннадцать. Приходя домой после школы, она примеряла на себя разные роли: то учителя, то врача, то следователя, то адвоката…Ее не интересовали сами профессии - она представляла , как будет вживаться в них на сцене.

В те «застойные» семидесятые по телевидению часто показывали театральные постановки с корифеями советского театра. В основном это были классические пьесы с красивыми дамами в роскошных нарядах и галантными кавалерами. Они жили там, на экране такой незнакомой, но в то же время понятной жизнью.

Особенно запомнились два: фильм-спектакль «Цветы запоздалые» по повести А.П.Чехова и «Варшавская мелодия» по пьесе Л. Зорина. Такая светлая грусть оставалась от просмотров, от мысли, что счастье длится несколько мгновений, а вся остальная жизнь – лишь ожидание его.

А еще был замечательный спектакль в местном ТЮЗе под названием «Девочка и Апрель». Посмотрев его, хотелось любить весь этот мир , несмотря на все его несовершенства, а порой и трагизм.

Дома она нашла старые книги о театре и актерах с необычными иллюстрациями. Их собирал в довоенные годы ее дядя, готовясь поступать в театральное училище. Она подолгу рассматривала их, вглядываясь в лица актеров. Впоследствии дядя стал врачом и в этом нашел свое призвание.

Ее также уговаривали поступать после школы в медицинский ВУЗ, но она всегда знала, что медицинская стезя ей противопоказана. В театральный она так и не пошла, а отучилась в техническом институте, о чем не раз пожалела. Не было в семнадцать лет уверенности в себе, имеющей первостепенное значение на пути к своей мечте.

Здание областного Дома ученых
Здание областного Дома ученых

И все-таки она вышла на сцену! Это был не профессиональный театр, а самодеятельная студия под названием «Народный театр Дома ученых». Какие потрясающие там были руководители! Пожилая пара, много лет до пенсии служившая в Областном драматическом театре. Он был актер и режиссер, она завтруппой.

А еще они много лет преподавали в театральном училище и когда-то среди их студентов был сам Олег Янковский! Несмотря на то, что им было уже за семьдесят, от них струилась такая мощная энергетика, что позавидовать мог каждый.

Ничто не ускользало от их внимания. Они чувствовали каждого своего артиста и не терпели халатного отношения к делу. Кто и с каким настроением пришел на репетицию, подходит ли прическа, со вкусом ли одет – их интерес к людям был неиссякаем.

Свой театр они создали, когда еще работали на профессиональной сцене, в качестве творческой лаборатории. Сначала спектакли ставились в Народном театре, а потом в академическом. После выхода на пенсию вся их творческая энергия была сосредоточена на Народном театре, они жили своим театром и очень дорожили его коллективом.

Именно в этот коллектив она случайно и попала счастливым осенним днем.А дело было так. Она и подружка хотели записаться в студию бальных танцев для взрослых. От бывшего однокурсника узнали, что такая студия есть в Областном Доме ученых.

Проходя по второму этажу и последовательно открывая двери, они случайно попали на репетицию. Извинившись, хотели уйти, но их остановили и попросили задержаться. Как только образовался перерыв, к подружкам подошла пожилая пара. Попросив рассказать о себе и внимательно осмотрев девушек, пожилой мужчина поинтересовался, не хотели бы они попробовать себя в качестве участниц театрального коллектива.

Получив положительный ответ, он дал им задание: подготовить к следующей репетиции басню и стихотворение и прочитать перед всеми, чтобы было понятно, есть ли какие-нибудь способности. Практически мини-экзамен в театральный институт.

Фото из спектакля Народного театра "Провинциальные анекдоты"
Фото из спектакля Народного театра "Провинциальные анекдоты"

К тому времени подружки , закончив технический ВУЗ работали в проектном учреждении. Они впервые узнали о Народном театре и не были знакомы с творчеством этого коллектива.

Первое впечатление было сильным, как будто в другой мир погрузились.Вместо чертежей и технических заданий – мир коллективного творчества, создания спектакля. Нет ежедневной рутины, скучных будней. Они окунулись в незнакомую атмосферу воплощения замысла режиссера в причудливую, с каждым разом все более осмысленную форму.

Запомнился и день «экзамена». Подружка вообще отказалась что-либо читать. А она…она еще не забыла давнюю мечту. Краснея и смущаясь, невыразительно прочитала басню и стихотворение. Получился школьный вариант: без особого осмысления и эмоций. Хотелось произвести впечатление, но не получилось.

Что-то в ней , видимо, разглядели. Попросили изобразить ужас, смятение с подбеганием к окну и криком отчаянья. Это уже было похоже на правду. «Попробуем тебя на роль в новой пьесе, сказал режиссер. – У нас репетировала очень хорошая девочка, но по семейным обстоятельствам, видимо, играть не сможет»

Так началась ее новая жизнь,не похожая на ту, что была раньше. Три раза в неделю были репетиции. Она и не подозревала, что будет так тяжело, особенно психологически . Яков Александрович и Александра Борисовна ( руководители Народного театра) были профессионалами и требования к процессу работы над ролью были очень высоки.

Работая с «новичками» режиссер пытался из каждого «вытянуть» все, на что новоявленный «артист» способен, выводя его из «зоны комфорта». Все это было непривычно, иногда до слез обидно, но необходимо. Нужно было «воевать» со своими комплексами, зажатостью, стеснительностью, неуклюжестью и еще очень со многим.

А главное – не обижаться на порой резкие и хлесткие замечания, нелицеприятную оценку работы на репетиции. Не важно, что «артисты» пришли после работы и устали, и им не все понятно, и они не со всем согласны. Учиться ведь никогда не поздно и если участвуешь в этом общем деле, то должен выкладываться на все сто!

Зато после репетиции домой «летишь как на крыльях». Видимо, эмоциональные всплески на репетициях приводили к состоянию легкости и эйфории после ее окончания. Какими же счастливыми и насыщенными были для нее эти годы! Это занятие было по душе и она уже не представляла своей жизни без Народного театра.

В коллективе было старшее поколение, отдавшее театру 15-20 лет. Их было несколько человек, очень талантливых и доброжелательных, готовых помочь «новичкам» в трудную минуту и поддержать ценными советами.

Ее дебютом был спектакль «Улица Шолом-Алейхема, дом 40» по пьесе Аркадия Ставицкого. История подготовки к эмиграции в Израиль одной советской семьи в трех поколениях с трагической развязкой. Она играла роль молодой героини, дочки и внучки главных персонажей, которая встретила свою любовь и никуда уезжать не хотела.

Очень хороший получился спектакль, тепло встреченный зрителями, трогающий до слез. Она неплохо справилась с ролью, ее как дебютантку все поздравляли и радости не было конца.

Костюмы «артисты» подбирали себе сами, кто где мог. Руководители на репетициях отсеивали те, что не нравились, пока не находился нужный вариант. У нее тоже не сразу срослось с одеждой. Нужно было подобрать два костюма Для первого действия - легкий и беззаботный летний образ. Он то и нашелся не сразу. «Нужно найти узкие белые брючки; твои оранжевые смотрятся широкими и тебя полнят», - внушала Александра Борисовна.

Подходящий вариант нашелся на ее основной работе и принадлежал завкадрами – молодой модной женщине.Узнав о проблеме, она сама принесла "сотруднице-артистке" свой белый брючный костюм спортивного типа, который подошел идеально.

Коллеги с основной работы поддерживали ее творческие искания и многие из них приходили на спектакли с ее участием. Замечательный был коллектив!

Костюм для второго действия должен был быть черного цвета в тон с настроением и сюжетной линией. Она очень удачно, буквально сразу, приобрела костюм, в котором ее героиня выглядела красивой и печальной, что соответствовало образу.

В те годы в городе открылись ателье, в которых продавалась одежда, сшитая по выкройкам из модных журналов. В одном из них она и купила свой костюм. Оригинальные фасоны и хорошее качество пошива, а также то, что изделия были в одном-двух экземплярах, радовали местных модниц.

Премьера спектакля широко отмечалась в коллективе.Стол ломился от принесенных из дома вкусных блюд. Ее поздравляли с успешным дебютом и давняя детская мечта в тот вечер осуществилась!

Кстати по поводу пьесы. Каким- то мистическим образом ее сюжет частично повторился в жизни. Буквально через несколько лет Яков Александрович и Александра Борисовна уехали вслед за детьми в Израиль. Грустно было расставаться с коллективом, которому отдано столько лет.

Но это было позже, а впереди ее ожидала интереснейшая работа над главной ролью в новом спектакле. Об этом я планирую рассказать в одной из следующих публикаций.

Фото коллектива после репетиции
Фото коллектива после репетиции