Найти тему

Арзамас - как крепостной нос дворянам утёр.

Оглавление

Если встать на улице Верхняя Набережная и посмотреть на запад от Арзамаса, то взгляд точно упадет на поселок Выездное - он расположен так близко, что кажется просто еще одним городским районом, от границы города по реке Теше до него чуть больше 600 метров. Но почему поселок обязательно привлечет взгляд? Потому, что на его краю, возвышаясь над окрестными полями, стоит огромная и совсем не деревенская церковь Смоленской иконы Одигитрии. Храм этот стал чуть ли не основной причиной появления в Арзамасе своего кафедрального собора, гордо возвышающегося на вершине холма, словно с пренебрежением глядя на "младшую сестру". История появления этих двух церквей и их своеобразного соперничества - отдельный исторический "анекдот" (не в смысле "шутка", а в значении "реально произошедшая история").

-2

И ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Ну, для начала произошла Черемисская война - почти пятилетнее сопротивление части марийцев объединению поволжских земель Иваном Грозным. Чтобы защитить недавно созданное поселение Арзамас, за рекой Тешей, на границе земель, откуда ждали врага, создали Выездную казачью слободу - гарнизон, призванный отразить нападение. К XVIII веку условно внешних врагов в центральной России у царства не осталось, и земли были отданы боярам Салтыковым. При них село разрослось практически до промышленного центра - один из Салтыковых устроил тут настоящую индустриальную революцию, построив три кожевенных, два свечно-сальных, три кошмовальных и два клееваренных завода, и отдав их в управление своим крепостным. Сам дворянин отлично себя чувствовал, выдавая ссуды и "состригая купоны".

-3

Крестьяне, как известно, были людьми набожными (что с точки зрения царской власти было более чем эффективно). Один из крепостных заводских управляющих, бездетный Иван Васильевич Гостьков, всю жизнь лелеял мечту - подарить Выездному новый храм взамен двух существующих, но обветшавших. Объединившись с другим крепостным и построив на ссуду от помещика кожевенный заводик, Гостьков скопил достаточную сумму денег и через Салтыкова "пробил" необходимость постройки новой церкви.

-4

Результат превзошел все ожидания - долгое время Смоленская церковь в Выездном была самой большой сельской приходской во всей нижегородской губернии. Салтыков даже пожертвовал для храма картину кисти испанского художника Мурильо. Огромный храм был построен в традициях классицизма, а вот шатровая колокольня отсылает к старым церквям былых эпох. Гостьков за свои старания удостоился наивысших почестей - Салтыковы освободили его из крепостных, а при освящении церкви в 1815 году, по легенде, епископ нижегородский и арзамасский даже провел Ивана Васильевича через царские врата: честь, простому крестьянину и в мыслях бы не явившаяся.

-5

ТАК, С ОДНИМ ХРАМОМ ЯСНО, А ВТОРОЙ?

Начал я свой рассказ с того, что Выездное и его церковь отлично видны с арзамасского холма. Нетрудно себе представить, какие эмоции испытывали высокопоставленные и высокородные горожане, когда буквально под их носом строится храм, который своим великолепием затмевает все богатство церквей, издревле считавшихся украшением их уездного города! А тут как раз и Наполеон подоспел, и война отечественная, и победа славная - есть повод отметить и утереть нос выскочкам из Выездного! Так, в 1814 году (то бишь за год до окончания строительства Смоленской церкви) в самом центре города, на высоком холме, довлеющем над окрестными равнинами, был заложен собор, призванный подчеркнуть господствующее положение Арзамаса и выиграть "войну храмостроителей"!

-6

Воскресенский собор был спроектирован местным архитектором, Михаилом Петровичем Варенцовым, которому в ту пору не было еще и 30 лет! Михаил Петрович войдет в историю отечественного зодчества под своим звучным псевдонимом - Коринфский (при взгляде на классические колоннады, украшающие большинство его работ, происхождение псевдонима и архитектурные предпочтения вопросов не вызывают). Казанцы будут ему благодарны за комплекс зданий университета, а мои родные симбиряне могли бы быть благодарны за, по воспоминаниям современников, дивной красоты Троицкий собор, принесший ему официальное признание Академии Художеств (оценить их восторги не представляется возможным - собор варварски взорвали в советские годы).

-7

АРЗАМАССКИЙ СОБОР ВНУШАЕТ!

Еще как внушает! Это одна из "продающих" визитных карточек города, практически "Vizit Arzamas"! На фоне безоблачного голубого неба - так вообще впечатляющее зрелище. Он максимально геометрически правилен - длина и ширина равны, по 30 саженей, четыре фронтона украшают, суммарно, 48 колонн, а над ними на фресках изображены библейские сюжеты. Но самая его примечательная, и абсолютно незаметная невооруженным глазом, деталь - это купол, который является... деревянным!

-8

Возводившие его строители чуток "напортачили" - при попытке соорудить кирпичный купол дал трещину юго-западный опорный столп. И тут история дала проявить себя еще одному крепостному-самородку - крестьянину Егору Михайлову, который слыл, согласно народной молве, непревзойденным строителем. Михайлов почесал затылок и после проведенных в уме сложных математических калькуляций пришел к выводу: столп выстоит, но лучше всего его "окольцевать" кованным железом, а сверху обернуть в бумагу - та порвется, если колонна попытается пойти трещинами. А купол, от греха подальше, лучше вообще сделать из дерева! На том и порешили. О полной истории собора можно почитать несколько статей здесь, а я приведу описание Мельникова (Печерского), который осматривал храм вскоре, после его постройки:

-9
"Первое, что обращает на себя внимание всякого приезжего в Арзамас, это собор, которому подобного я не видал ни в одном губернском городе, тем более в уездном. Он выстроен на главной площади здешним купечеством в воспоминание 1812 года. По двенадцати колонн поддерживают каждый из четырех фронтонов; пять куполов возвышаются над этими фронтонами; средний из них очень обширен. Внутри собор еще не окончен работою, средний алтарь еще не освящен. Стенная и иконостасная живопись очень хороша -- это работа Ступинской школы живописи.
-10
Стенная живопись исполнена не красками, а тушью, что придает картинам вид литографированных. Собор выстроен по плану архитектора Варенцова, под надзором академика Коринфского (которые, как мы уже знаем, были на самом деле одним и тем же человеком - прим. Ленивца); во время постройки лопнули было некоторые колонны; чтобы поправить это, нужно было много времени. Особенно замечательно в этом храме расположение окон: когда вы стоите в самой средине здания, под средним куполом, вы видите окна только над головою, между тем как освещения очень много. Окон в стенах из центра не видно, потому что косяки сделаны не прямо, а вкось; такое освещение придает много эффекта. В соборе будет пять алтарей, один подле другого".
-11

Вот так - два, возможно, самых приметных провинциальных храма нижегородской губернии были построены благодаря двум крепостным крестьянам! И до сих пор стоят Смоленская церковь на равнине и Воскресенский собор на холме, радуют глаз горожанам и путешественникам, да спорят между собой - кто красивее и величественнее получился! На этом мы с вами их и покинем, до пятницы, в "Путешествиях Ленивца"!

Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.
-12