Найти тему
Притамбовье

Быть на высоте. Для промышленных альпинистов это условие работы

Оглавление

Внимание привлекает всё необычное, а это достаточно необычно – когда проходишь по улице, смотришь – человек на стене висит. Мысли цепляются одна за другую: как он туда попал? зачем? кто вообще такой? И не унимаются, пока не появится авторитетное объяснение: промышленный альпинист.

Ну а дальше оказывается, что – проводит работы на высоте, методом канатного доступа. Не хобби, а серьёзная профессия. Услуги востребованы, специализируются на них целые компании. Юрий Панков возглавляет такую компанию на протяжении 12 лет и знает все процессы изнутри.

– В юности я занимался спортивным ориентированием, – рассказывает он. – По походам и туристическим полосам был знаком с подъёмами, спусками и канатными переправами, но связывать с альпинизмом свою профессию не собирался. Идея пришла гораздо позже, когда я стал пробовать разные сферы бизнеса и понял, что направление интересное, надо его развивать.

На первых порах Юрий работал сам и приглашал альпинистов со стороны. Постепенно сформировалась команда, в деятельности наметился масштаб, было зарегистрировано юридическое лицо. Основными заказчиками услуг на данный момент являются промышленные предприятия, управляющие компании и ТСЖ.

– Нас зовут туда, где не могут выполнить работу обычные строители, – говорит директор «Промальпа». – Ну и всё остальное, что связано с высотой, мы тоже делаем: моем окна, витрины, фасады зданий, рекламные конструкции. Кронируем деревья, чистим элеваторы. Зимой удаляем снег и сосульки с крыш. Как руководитель я регулярно выезжаю на объекты, поднимаюсь наверх, но на выполнение работ уже не выхожу – этим занимаются специально обученные люди.

Кто они?

-2

В постоянном штате их 14 человек, коллектив дружный и молодой, поскольку профессия требует определённой физической формы. По этой же причине она считается мужской, хотя и здесь бывают исключения.

– Приятные исключения, – подчёркивает Юрий Панков. – В Тамбове я знаю один такой случай, когда девушка, хрупкая, худенькая, работала наравне с мужчинами. В промышленный альпинизм она пришла из спортивного, но наблюдать за ней всё равно было очень необычно.

Чтобы иметь допуск к высотным работам, нужно окончить курсы, сдать экзамен и получить свидетельство с присвоением разряда: третий у инженерно-технического персонала (руководитель, его заместитель и главный инженер), четвёртый и пятый – у исполнителей. Обязательна ежегодная медкомиссия.

Держаться и перемещаться на высоте альпинистам позволяет специальное снаряжение. В него входит рабочая привязь, удерживающая человека, два троса, подъёмная и спусковая системы, а также набор карабинов, зажимы, каска, спецодежда. Альпинист поднимается, например, на крышу, привязывает там верёвки – в качестве точек крепления подойдут дымоходы, газоходы, иногда ставят анкеры, – цепляет к привязи инструменты и материалы и, спускаясь по верёвке, выполняет работу.

– Максимальная высота, на которую мы забирались, – более 200 метров, было это на тамбовской телевышке. Ощущения, конечно, непередаваемые, вообще адреналин – то, что привлекает в профессии, то, чем мы живём. Есть и страх, но в процессе он притупляется – остаётся задача, которую нужно выполнить. Если сотрудник обучен, аттестован и имеет опыт, его работа не опаснее работы за швейной машинкой, – поясняет наш собеседник.

Чем сложней, тем интересней

-3

В плане выполняемых задач промышленные альпинисты выступают как универсальные солдаты: они моют, пилят, штукатурят, монтируют плитку, герметизируют швы, умеют обращаться с перфоратором, болгаркой, шлифмашинкой и другими инструментами. При этом в штате есть и те, кто специализируется на определённом направлении, – профессиональные маляры, штукатуры, сварщики. Расценки на услуги соизмеримы с расценками строителей или клининговых компаний – правда, если речь не идёт о нестандартной ситуации.

– Иногда бывает непонятно, с какой стороны подступить к заказу. Приходится включать фантазию на все сто процентов, – признаётся Юрий. – Но чем сложней, тем интересней, да и наработки остаются с нами: там, где другие скажут – я такое не умею и не смогу, мы уже имеем опыт и берёмся.

Как, к примеру, покрасить или отремонтировать трубу котельной, если высота этой трубы 90, 120, а то и 160 метров? Поднимать составы и оборудование с земли невозможно, поэтому придумали монтировать на ствол так называемые гуськи, подгонять лебёдку и подавать материалы на промежуточные площадки. Другой пример – недавняя замена технологического оборудования на заводе «Талвис»: чтобы вытащить огромную ёмкость, пришлось разобрать часть фасада, а потом смонтировать обратно.

– Сюда же можно отнести чистку силосов на элеваторах: люди спускаются с фонариками в кромешную тьму, работают в замкнутом пространстве, наверх возвращаются по верёвкам. Ещё сложнее восстанавливать железобетонные силосные корпуса, – рассуждает Юрий Панков.

Любая замена винтика в труднодоступном месте, по его словам, – уже нестандартная ситуация, и далеко не всегда получается её решить. У промышленных альпинистов свои непокорённые вершины.

-4

Вера Дашкова

Фото из архива «Промальп-68»

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»