10. StarCraft: Brood War
Сделать рейтинг старых стратегий, но не вспомнить о StarCraft – преступление. Но, увы: нынче в него играют только самые преданные фанаты. Поэтому, памяти ради, включим новинку 2009-го года, StarCraft: Brood War. В GameRanger всегда найдется несколько десятков желающих в нее поиграть. А былое величие звездных сражений самого первого СтарКрафта, который вышел в 1998 году, нам остается только почтить минутой молчания.
9. Cossacks: Back to War
Кто в школьные годы не тратил часы своей жизни на «Казаков», проходя в который раз кампании или разбивая противников на самых разных картах? Причин популярности этой стратегии было несколько. Во-первых, она была действительно хороша. Разнообразие юнитов, продуманные сражения, любопытная новинка (как на 2002 год) с поджогом зданий и довольно красочная графика – все это не могло не понравиться.
Во-вторых, мало стратегий с подобной экономической составляющей: где еще необходимы ресурсы для каждого выстрела; в какой игре нужно постоянно думать о провианте и зарплате для своих войск, чтобы они не взбунтовались и не обернулись против вас? И, в-третьих, там были такие знакомые цивилизации, родные еще со школьного курса истории: немного найдется стратегий, где можно поиграть за украинских казаков.
8. Rise of Nations: Thrones and Patriot
Особенностью этой игры является довольно быстрое развитие от каменного века до наших дней. Таким образом, проявив хорошую тактическую сноровку, вполне возможно опередить соперника на одну или даже две эпохи и встретить его конницу авиацией. Такая себе «Цивилизация» в режиме реального времени. Вероятно, именно подобные футуристические сражения, а также динамический геймплей сделали «Расцвет наций» популярной и, как мне кажется, несколько недооцененной игрой среди фанатов. Потому что кампании этой игры отлично продуманы и не менее интересны, чем сетевая игра.
7. Empire Earth
Честно, если бы рейтинг был мой, а не пользователей GameRanger, то эта игра была бы в первой тройке. Эмпайр предоставляет игроку возможность развиваться от каменного века и до технологий будущего, которых пока и в помине нет. Честно говоря, это развитие происходит намного медленнее, чем в той же «Эпохе империй» или «Расцвете наций». Поэтому желающие пройти в одной партии сквозь все вехи человеческой истории неминуемо разочаруются и откажутся от этой затеи. Но, если выбрать для игры определенные эпохи, в идеале – одну/две, то все станет намного интереснее. Главное знать, что выбирать.
Самая удачная эпоха, на мой взгляд, – индустриальная. Впрочем, последующие эпохи также пользуются большим спросом: вплоть до наших дней (современности). А вот соваться дальше, в нано-эпоху и прочие дебри — удовольствие сомнительное.
Также ощущения от игры существенно отличаются от типа выбранной карты. Бесспорным лидером в этом отношении является карта «Средиземноморье».
Помня эти нехитрые секреты, можно по достоинству оценить Empire Earth. Кстати, игровой процесс довольно сильно смахивает на «Эпоху», но в несколько упрощенном виде – меньше технологий: только коняшки, только хардкор!
6. The Battle for Middle-Earth II
Первая часть The Battle for Middle-Earth (2004) запомнилась не только интересными героями, но и масштабными баталиями при осаде Минас-Тирита и других крепостей. Собрав достаточное количество поклонников, первая часть все же уступила в популярности своей наследнице The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II.
В отличие от первой части, теперь постройки можно было воздвигать в любом месте, а не в специально отведенных для этого ячейках. Кроме того, на стенах крепостей теперь нельзя размещать юнитов. Также были и другие изменения, например, появились новые уникальные юниты, доступные для найма в таверне. Не смотря на то, что не всем понравились такие нововведения, многим таки понравились, что и позволило TLoTR-2 занять достаточно высокое место нашего рейтинга.
Также немало поклонников у аддона этой стратегии: The Rise of the Witch-king, который вышел через полгода, в ноябре 2006 года. В нем добавилась новая фракция, новые юниты и был доработан ИИ.
5. Command & Conquer Generals: Zero Hour
Zero Hour никогда бы не было, если бы в свое время Command & Conquer: Red Alert 2 не завоевала огромную популярность. Игра повествовала о противостоянии США и СССР. Ну как, противостоянии: после того, как в первом Ред Алерте союзники смогли поставить Сталина на место (а точнее, похоронить в руинах Москвы), во главу страны был поставлен некий Александр Романов из Украины. Ему было велено строить демократию, а войска не строить. Но Романов оказался тру-коммунистом: покивал и начал возрождать былую мощь советов. А чтобы обойти послевоенные ограничения, вместо авиации наштамповал дирижабли. И вот вся эта компания в 1972 году начинает оккупацию США.
В 2003-м году вышла игра Command & Conquer: Generals, а через полгода, в сентябре, ее аддон: Command & Conquer Generals: Zero Hour. Многие поклонники «Красной угрозы» критично восприняли выход новинки: уж больно геймплей стал смахивать на StarCrast и Warcraft-3. Плюс отсутствовали видеовставки, создающие хоть какой-то сюжет в игре. Поэтому новая игрушка была внесена в категорию «не торт»и хардкорные ценители остались верны Red Allert-2.
Тем, кого вышеперечисленное не смущало (а таких было достаточно) новая стратегия пришлась по вкусу. Особенно с выходом Zero Haur. В ней добавили уйму различных плюшек: апгрейдов, уникальных зданий и юнитов для каждой игровой фракции, а также вернули видеовставки перед каждой миссией. Вероятно, именно поэтому Command & Conquer Generals: Zero Hour наиболее пришлась по сердцу любителям мультиплеерной игры в C&C.
4. Stronghold: Crusader
Первая часть игры Stronghold, по-моему личному убеждению, является лучшей игрой на тему осады замка. Stronghold Crusader превзошла свою предшественницу, благодаря расширенным игровым возможностям: новые здания и юниты сделали игровой процесс еще более увлекательным. Стронгхолд, пожалуй, одна из лучших игр в отношении реализации фортификационных сооружений: сложно вспомнить подобную стратегию, где можно было бы придумывать и разрабатывать столь сложные для взятия защитные редуты.
3. Heroes of Might & Magic III
Третьих Героев можно любить, можно не любить, но не знать о них невозможно. Нельзя спорить с тем фактом, что это классика игровой индустрии, которая нашла свое место. И пока что не похоже, чтобы новые игры серии смогли вытеснить третью часть, которая прочно закрепила за собой звание «самых правильных героев». И это не смотря на то, что Heroes of Might & Magic III имеют значительное количество различных проколов и ошибок.
Чем же эта версия была принципиально лучше второй части? Всего понемногу. Улучшенная графика, большее количество юнитов, зданий и артефактов, идея «развешивать» артефакты на разные части тела героя, улучшать юниты, нанимаемые в городах… Кстати, именно в третьей части появился подземный уровень карты. Все это сделало третьих героев настоящими любимцами публики. Поэтому неудивительно, что HOMM-III заняли третье место нашего хит-парада старых игр.
Также в сетевой игре заслужил определенное признание первый аддон для этой игры – Heroes of Might & Magic III: Armageddon’s Blade. Кроме новых юнитов и артефактов в игре появился девятый город – Сопряжение, пристанище различных элементалей. Конечно, есть желающие сыграть и в 4-х, и в 5-х, и 6-х Героев, но с популярностью третьей серии никто из них не сравнится.
2. Warcraft III: The Frozen Throne
Я не люблю Варкрафт. Но это не отменят того факта, что многие другие любят. Это игра, которая оказала сильное влияние на игровую индустрию, нашла толпы своих фанатов по всему миру и остается популярной до сих пор, не смотря на годы за плечами. Frozen Throne имела свои особенности, которые со временем стали классикой жанра: таверна, в которой можно нанимать героев, уникальных для каждой расы, и приобретать уникальные вещи.
Сейчас сложно представить Warcraft без этой особенности, но именно с Frozen Throne все начиналось. Поэтому воздадим должное героическому противостоянию орков, эльфов и прочих товарищей, поздравив их с заслуженным вторым местом нашего топа лучших стратегических игр всех времен.
1. Age of Empires II: The Conquerors
«Эпоха империй» — пожалуй, одна из самых классических стратегий. Благодаря широкой популярности, игра имеет множество аддонов и серий. Самая популярная из них, «Age of Empires II: The Conquerors», стала апофеозом второй серии, вобрав в себя все лучшее. В ней были добавлены новые цивилизации, здания и юниты, в том числе довольно экзотические, а также карты и миссии. Впрочем, другие дополнения, такие как «Age of Empires II: Forgotten Empires» и «Age of Empires II: The Age of Kings», также находят своих фанатов. «Forgotten Empires», к слову, это аддон 2012 года — спустя 13 лет после выхода оригинальной «Age of Empires II». Что делает очевидным ту популярность, которую не утратила «Эпоха» на протяжении времени.
В чем секрет ее успеха? Вероятно, в большом количестве оригинальных цивилизаций с уникальными юнитами и отличным балансом игры: каждая нация имеет свои бонусы, выраженные в улучшенных боевых качествах каких-то уникальных коняшек, корабликов, мужиков с мечами или в различных экономических бонусах. Кроме того, это была одна из первых, если не первая стратегия, предложившая постепенное развитие в различные эпохи.
Не все согласятся на «золотую середину». Находятся настоящие любители олд-скула, и немало, которые и сейчас готовы играть «Age of Empires: The Rise of Rome» (вышла в 1998-м). Еще большее количество поклонников у новой, третьей серии Эпохи: «Age of Empires III» (2005) и «Age of Empires III: The Asian Dynasties» (2007).
Именно благодаря тому, что «Эпоха империй» имеет не 2-3 популярных аддона, а целых 8 игр из серии, в каждую из которых каждый день играет огромное количество людей, мы решили отдать ей ветвь первенства. Тем более что в сравнении с Warcraft или Heroes, Age of Empires является самым классическим представителем женра. В 2013 мир увидела (точнее, стим увидел) «Эпоху Империй II» HD Edition, в которой были не только улучшеные текстуры, но и доведенный до ума мультиплеер.
P.S. Кроме вышеупомянутых игр, в клиенте GameRanger популярна только одна стратегия более поздних годов: Terraria. Это двухмерная версия майнкрафта с большим количеством вещей и, если верить фанатам, более разнообразная (хотя на вкус и цвет…) Вышла эта стратегия в 2012 году.