Рашми Боттер и Лизи Херренберг руководят брендом Botter, с 2018 года отвечают за коллекции в Nina Ricci, привлекают внимание к проблемам экологии, а в своих коллекциях отражают культуру Карибских островов. Рассказываем, чем еще примечательны работы дизайнеров.
Кросс-культурные корни Лизи Херренберг и Рашми Боттера отражаются в ярких цветах, преувеличенных объемах и экологических тканях. Дизайнерский дуэт идет вместе рука об руку уже 14 лет. География их бренда Botter охватывает Карибские острова, Антверпен, Амстердам и Париж.
Рашми Боттер рос на острове Кюрасао, тогда как Херренберг жила между Амстердамом и Доминиканской Республикой. «Карибский бассейн – это плавильный котел разнообразия, истории, искусства и инноваций», – говорит пара о своем главном источнике вдохновения. «В наших домах всегда было многолюдно. С юных лет мы знали о разных культурах, что в итоге заставило нас мыслить нестандартно, поскольку мы оба имели дело с разными ценностями и разными культурными кодами».
В 2013 году они основали бренд Botter, в рамках которого создают смелые, основанные на истории, социально значимые коллекции. Херренберг закончила учебу в Амстердамском институте моды и присоединилась к Боттеру в Бельгии, где он учился в Королевской академии изящных искусств, оттачивая свои навыки под руководством Вальтера ван Бейрендонка.
Вначале дизайнерам пришлось нелегко: они столкнулись с менталитетом Нидерландов. Родственники и друзья наперебой отговаривали их от задумки учиться на дизайнеров и постоянно спрашивали, когда они уже займутся серьезным делом. «Почему бы вам не устроиться на работу? Получить ипотечный кредит? Зачем инвестировать так много в неизвестность, – вспоминает Лизи Херренберг. – Нам пришлось противостоять этому давлению. Всего несколько лет назад моя мама продолжала спрашивать меня, когда я займусь чем-то серьезным. Хотя у меня уже все было прекрасно».
Стиль бренда сформировали Антверпен, Кюрасао и Доминиканская Республика. По мнению дизайнеров, цвета там насыщеннее и даже мусор может выглядеть как произведение искусства. Боттер и Херренберг думают об одежде как о некой форме протеста против гетеронормативных, европеизированных идей, отмечая, что в Европе карибские иммигранты всегда выделяются из толпы из-за своей чрезмерной любви к насыщенным цветам и желанию всегда выглядеть нарядно. В переосмыслении Botter эта тяга ко всему броскому и яркому превратилась в оппозицию скандинавской эстетике минимализма, сами вещи представляют микс классики и уличного стиля.
Например, Botter создают объемные, многослойные куртки – как пример того, что иногда нелегко принять решение, что именно стоит надеть, и хочется нацепить на себя все лучшее сразу.
Важным для пары стал 2018 год. Дизайнеры выиграли главную награду на Festival d'Hyères, одном из старейших конкурсов моды, отсчитывающем свою историю с 1985 года. В качестве приза они получили €15 тыс. на развитие бренда, возможность сотрудничать с ателье Chanel Métiers d'Art и грант в размере €10 тыс. от компании Petit Bateau. Затем Botter вышли в финал конкурса LVMH Prize, после чего им поступило предложение стать креативными директорами Nina Ricci и сделать коллаборацию с Nike, а ряды их поклонников пополнили Наоми Кэмпбелл, стилист и дизайнер Мел Оттенберг, Белла Хадид, Янг Таг и Анна Винтур.
Одна из отличительных черт бренда – социальная повестка, к которой Рашми Боттер обращался с самого начала своего пути. Еще будучи студентом Королевской академии, он представил авангардную коллекцию под названием My patch is my heart. Модели шли по подиуму с транспарантами «Враг коррупции», «Враг лжи» и «Враг терроризма», которые крепились к головным уборам, другие слоганы были вышиты на заплатках и значках.
С годами юношеский максимализм поубавился, и теперь дизайнеры говорят, что не хотят создавать «шок-контент», равно как и приписывать себя к экологичным маркам, с грустью отмечая, что по большей части все это – маркетинг и не более чем громкие слова. Для них куда важнее предпринимать конкретные действия.
Так, например, на одном из самых нашумевших шоу Fish or Fight дизайнеры использовали рыболовные сети, логотипы Shell Oil с надписью «ад», пластиковые пакеты и гигантские надувные игрушки для бассейна в качестве аксессуаров. «Вы можете думать о пластике в океане и о том, какое чудовищное воздействие он оказывает на природу. Вы также можете увидеть эти аксессуары – как отсылку к жителям Карибского бассейна, продающим игрушки туристам, – они работают весь день под палящим солнцем, чтобы прокормить свои семьи. Мы хотим, чтобы разговор был открытым, чтобы люди начали задавать вопросы», – объясняли Боттер и Херренберг.
Дизайнеры говорят, что любой человек, побывавший на Карибах в последние несколько лет, знает, что в некогда кристально чистой воде теперь плавает мусор. «Коралловый риф очень поврежден и, возможно, это уже непоправимый процесс, а ведь кораллы очень важны для здоровья океана. Жители острова чувствуют эти изменения: им становится все труднее ловить рыбу и обеспечивать себя. Я хотел воспользоваться преимуществами своей платформы и рассказать всем об этой беде», – говорил Боттер.
Среди прочего дизайнеры сотрудничают с местными ремесленниками, работают с переработанными материалами и достаточно экономно используют ткани, чтобы сократить отходы. В последней коллекции, показанной в рамках виртуальной Недели моды в Париже, дизайнеры решили сделать ставку на классический гардероб, намерено отказались от сезонности и обратились к своим архивам.
«Мы хотели создать вечные вещи, которые вы захотели бы добавить в свой гардероб и хранили бы всю жизнь. Мы тщательно отбирали одежду из прошлых сезонов и давали им новую жизнь, используя новые материалы и ткани». Так, например, в этой коллекции есть вещи, созданные из смеси хлопка и конского волоса: это легкий материал, прекрасно сохраняющий форму.
В цветовой палитре Botter отражают проблему обесцвечивания кораллов в океане. Из-за мирового климатического кризиса они теряют свой цвет быстрее, чем когда-либо прежде.
«Мы считаем, что это момент для размышления, повторное использование нашего сырья было очень важным решением, которое мы приняли. Мы будем использовать остатки до тех пор, пока все наши запасы не опустеют, поэтому эта коллекция будет производиться в строго ограниченных количествах», – говорится в заявлении бренда.