Всем привет! С вами Максим Русанов. Задумайтесь - за 62 года (с 1929 по 1991 год) было сделано 232 мюзикла, а это 4 картины в год! СССР внёс неоценимый вклад в этот жанр. К сожалению, современный кинематограф этим не может похвастаться, но есть к чему стремиться. Сегодня о довоенных мюзиклах. И начнём с:
1. "Весёлые ребята" не только прославили Любовь Орлову, сделав её мировой звездой, но и создали благоприятный климат для развития комедий в стране и дали большой задел на будущее.
За несколько лет до появления этого мюзикла политбюро и правящее руководство Совкино сформировали и утвердили 5-ти летний план постановки лёгких музыкальных комедий, которые должны быть понятны простому народу и нести социальные ценности. В конце 20-х годов 20 века именно этот жанр был особенно востребован у зрителей, которые активно скупали билеты на сеансы старых американских музыкальных фильмов и на картины царского времени. С этим нужно было что-то делать и нести в массы идеи и ценности советской республики.
Стране нужны были новые, смелые режиссёры, способные с помощью кино вдохнуть жизнь в сценарии комедийного жанр. Вернувшись из США, молодому режиссёру Григорию Александрову, Борис Шумяцкий, руководитель Совкино, организовывает встречу со Сталиным на даче Горького, и после дружественной беседы, о приключениях русских кинематографистов в Америке, становится ясно, что Сталин неформально утвердил того, кто будет делать правильные народные фильмы. Хотя изначально режиссёром первого мюзикла должен быть мастер Сергей Эйзенштейн, но он отказался, а его Александров соглашается, что и послужило разрывом между ними. Тем не менее, в будущем Эйзенштейн помог своему ученику сделать эскизы нескольких сцен.
Леонид Утёсов также в 20-х годах жил и работал в Париже, изучал тренды и работы известных джазовых музыкантов того времени и, вернувшись обратно, создал оркестр "Теа-джаз", особенностью которого была не только игра музыкантов, но и театрализованное представление. Такие выступления ярко выделялись на фоне других музыкальных коллективов, у зрителей это вызывало восторг, а у конкурентов Утёсова зависть и осуждение "буржуазных танцулек". Не смотря на это Леонид работал и делал своё дело, что тоже было замечено Шумяцким. И именно на базе его нашумевшего музыкального спектакля "Музыкальный магазин", о жизни музыкантов, был создан литературный сценарий фильма, в котором Костя Потехин стал прообразом талантливого Утёсова.
До съёмок Любовь Орлова уже состоялась как певица и танцовщица в театре Немировича-Данченко. После выхода фильма окончательно прославилась не только в СССР, но и во всём мире. Ещё бы, "Весёлые ребята" по праву можно называть первым советским мюзиклом с лёгкими нотками политической сатиры, который показал простые человеческие отношения людей, связанные музыкой.
Творцам картины пришлось противостоять системе и заскорузлости мышления тех, кто противился запуску производства фильма, считая, что фильм должен нести верные ценности, а не быть просто комедией. Переломным моментом стала фраза Александрова, в которой он подчеркнул, что его задача как режиссёра делать простые и понятные народу комедии, что сочеталось с вектором партии. И картине был дан "зелёный свет".
Создатели фильма позаимствовали и доработали некоторые приёмы и комедийные сцены из американского кинематографа. В частности у студии Диснея были взяты варианты анимации, но из большинства анимационных нововведений в фильме оставили только птички-ноты на проводах и начальные титры, выполненные в классике американской анимации.
Стоит обратить особое внимание на то, какая кропотливая и гигантская работа была проведена до начала съёмок - например, первая сцена, хронометраж которой 4.5 минут, снималась в постоянном движении, с детьми и управляемым стадом животных, практически одним кадром с потрясающей игрой всех актёров, массовкой и яркой постановкой.
По тем временам - это было верхом профессионализма. И это всё придумал и реализовал оператор-постановщик и самоучка Владимир Нильсен.
Он же продумывал многие сцены фильма как с технической, так и творческой стороны, тащил на себе производство.
Сложно представить, на какие хитрости приходилось идти режиссёру и съёмочной группе, пастухам, актёрам, чтобы снять несколько сцен с животными. Известно, что самые "сложные" актёры - это дети и животные, если с первыми можно как-то договориться, то с последними крайне сложно. Коров, овец, поросят в сцене званого вечера поили настоящим, крепким алгоголем и всё для правдоподобия. Ну, а съёмки этого банкета проходили на даче известного российского медика Сергея Федорова (он первый в мире произвёл переливание крови).
К сожалению, большая сцена с утренним разбором полётов в колхозе, после пьяной выходки стада на даче, была вырезана из сценария в силу того, что авторы провели сатирические параллели между животными и людьми, которые тоже бедокурят, напиваются, портят имущество и тем самым подставляют начальство. Также была вырезана большая сложно-постановочная сцена полёта музыкальной группы на первом советском пассажирском самолёте "Максим Горький", но некоторые смешные элементы в последствии всё же реализованы в фильме "Волга-Волга".
После прочтения сценария Любовь влюбилась в проект, подписала контракт и уже начала готовиться к поездке на съёмки, но Немирович-Данченко отказался отпускать молодую актрису. Судьбоносную роль в кино-экспедиции сыграла Фаина Раневская, давшая силу принятия решения молодой и целеустремлённой актрисе.
Как часто бывает, на площадке между актрисой и режиссёром возникает творческо-личностные отношения. Так случилось и с режиссёром Григорием Александровым и Любовью Орловой, который стал её вторым мужем в 1933 году. К сожалению, Бог не дал ей детей.
Если бы не Леонид Утёсов, который предложил сделать полный метр, фильм остался бы короткометражкой. Его идею поддержали, начали писать сценарий, первая версия которого имела очень простое и ёмкое название "Пастух", а рабочее название картины было "Джаз-комедия", предложенное Шумяцким. Сценарий был написал за рекордные 2 месяца. Рецензию первый драфт дали сотрудники "Комсомольской правды", некоторые эпатажные, провокационные сцены были удалены.
Картина также имела и другие названия "Весь мир смеётся", "Скрипач из Абрау", а отцом названия "Весёлые ребята" стал Максим Горький, который посмотрел фильм и дал своё положительное заключение, особенно он отметил прекрасную постановку сцены драки музыкантов и смелую сцену с гробом и катафалком, отметив, что американцы на такое ы не пошли. Вот так работа Сергея Эйзенштейна над эскизами была оценена писателем. Сталин также высоко оценил работу режиссёра и разрешил прокат фантастическим по тем временам тиражом 5 337 копий! Премьера состоялась в декабре 1934 года.
До официальной премьеры фильм показали на Венецианском фестивале и "ребята" стали первой советской джаз-комедией, представленной на фестивале, получившей высокие оценки кинокритиков и простых зрителей.
Дорогой читатель, спасибо, что дочитали до конца. Напишите, пожалуйста, какое впечатление произвёл на вас фильм? Считаете ли вы его классикой отечественного кино и почему?
Подписывайтесь на наш канал, оценивайте и добавляйте комментарии.