Найти тему
Не могу не рисовать

Как рисовать воду? Пять нюансов.

Стоишь у какого-нибудь водоёма, любуешься отражением и думаешь, вот как передать всё это - блики солнца на воде, тени от деревьев, отражение, рябь... Вода завораживает.

Быстрый этюд на канале им. Москвы с борта теплохода "Свирский".
Акварель, 21,0 Х 29,7
Быстрый этюд на канале им. Москвы с борта теплохода "Свирский". Акварель, 21,0 Х 29,7

Когда пытаешься поймать мгновение и передать на бумаге игру света, движение и зеркальность одновременно, понимаешь, что можно сойти с ума, но так и не понять, что ты делаешь не так. Остаётся одно, приходить на берег реки, прудика, озера или даже просто лужи и пытаться вновь и вновь. И однажды приходит понимание.

Оттепель.
Акварель, 19,0 Х 19,0
Оттепель. Акварель, 19,0 Х 19,0

1. Отражение в воде обычно более светлое и холоднее по оттенку, чем реальный пейзаж.

Воробьёвская переправа на реке Оке. г. Калуга.
Акварель, 29,7 Х 42,0
Воробьёвская переправа на реке Оке. г. Калуга. Акварель, 29,7 Х 42,0

2. Если в водоёме есть течение, то оно создаёт на воде особые полосы, в которых не отражается берег, зато отражается небо. Я не знаю, как физики объяснят этот эффект, но это очень красиво.

Легенда о граде Китеже
Чёрная тушь, 19,0 Х 19,0
Легенда о граде Китеже Чёрная тушь, 19,0 Х 19,0

3. Небо! Вода - это опрокинутое небо.

Ока 
Акварель, 29,7 Х 42,0
Ока Акварель, 29,7 Х 42,0

4. Сложнее всего передать ощущение движения, потому что твоя бумага или твой холст статичны. И вот тут важно вот всё это - и полосы течения, и воздушная перспектива, когда река убегает от нас к морю, и дали тают в дымке...

Верховья Волги 
Акварель, 29,7 Х 42,0
Верховья Волги Акварель, 29,7 Х 42,0

5. Ну или если это - таинственная тихая лесная заводь. Та самая, в которой под тёмной водой скрываются бездонные омуты. И гладь воды прерывает лишь рябь. Кстати, эта рябь всегда хранит в себе дно, именно в ней можно увидеть или зелёный ил, или мелкую гальку. Мелькнёт и исчезнет.

Тихая заводь. Река Суходрев 
Акварель, акварельные карандаши, 29,7 Х 42,0
Тихая заводь. Река Суходрев Акварель, акварельные карандаши, 29,7 Х 42,0

Итак!

1. Отражение обычно светлее и холоднее реального пейзажа.
2. Течение создаёт на поверхности воды затейливые полосы, в которых отражается только небо.
3. Там где нет отражения берега, там есть отражение неба. Вода имеет цвет неба.
4. Воздушная перспектива необходима для передачи движения воды.
5. В ряби отражается дно.

Если тебе, дорогой читатель, понравились мои акварели и мой рассказ, подписывайся и ставь лайк. Ничто не вдохновляет художника так, как одобрение зрителя.