Хорошо известно, что огромное количество людей поклонялось в свое время идолам. В каждой стане, у каждого народа были свои так называемые боги (с маленькой буквы). И, как говорил пророк Давид, все боги язычников – бесы. И это действительно так. Бесы являлись людям, особенно открытым для воздействия, – людям, которые жили греховной жизнью (таких людей называли медиумами – посредниками), которые контактировали с духовным миром. Сейчас их тоже довольно много, и называют их, колдунов, бабушек, которые читают заговоры, экстрасенсами.
Таких было всегда немало, и через них, являясь им, демоны объявляли себя богами. Эти люди старались их каким-то образом изобразить в том виде, в каком бесы являлись, и делали идолов в виде иногда животных (например, золотого тельца в свое время отлили), иногда в виде каких-то птицеголовых людей (у египтян). У кого-то и крокодил оказывался богом, потому что демон являлся экстрасенсу, как сейчас скажут, или жрецу того или иного культа вот таким образом – в виде крокодила, и с ним общался, давал ему какие-то откровения. Эти откровения тщательно хранились, из уст в уста передавались какие-то магические знания.
То же самое было на Руси. Ничем не отличалась Русь от других языческих племен. И у нас тоже были боги: и Перун, и Даждьбог, и Сварог, и множество других богов. Им приносили жертвы, причем часто – человеческие. Это было вообще нормой во всем языческом мире. Последние века (скажем, в ХIХ-ХХ веках) человеческие жертвы часто заменяют животными. Это заместительная жертва. А в те времена, когда Русь была языческая, приносили реально человеческие жертвы – по жребию. И в нашей церковной истории есть эпизод, как один из варягов, христианин, вместе со своим сыном был убит за то, что этот варяг (Тур — в крещении Феодор) не согласился отдать своего сына в жертву, когда на того пал жребий: его должны были принести и убить перед деревянным идолом Перуна. Феодор сказал:
- Я христианин и никаким идолам не поклоняюсь и ни в каких других богов не верю, кроме Господа нашего Иисуса Христа.
Убили и его, и сына. Но они умерли как христиане – за веру Христову. (Ред.: это случилось, по разным источникам, в 978 или 983 году и подробно описано в «Повести временных лет». Феодор и его сын Иоанн стали первыми известными нам православными мучениками, убитыми на Руси за христианскую веру.)
Это было в Киеве, еще до крещения равноапостольной княгини Ольги. Она была язычницей, из варягов (это были викинги, северные племена). Она была невероятно красивой женщиной и отличалась феноменальными умственными способностями. Это отмечали все, кто был с ней знаком. Во всех летописях Ольга упоминается именно как очень мудрый человек. И вот она стала женой князя Киевского Игоря, который тоже был язычником. Как язычник, он не понимал христианства и дважды предпринимал поход в Константинополь, чтобы завоевать его и разграбить, потому что у язычников считалось доблестью напасть, ограбить и жить на это награбленное какое-то время, а потом опять совершать набеги. Практически во всем мире язычники жили именно так: кто посильней, тот грабил соседей.
И равноапостольная Ольга, будучи язычницей, жила так же, как все остальные. Как мы знаем, когда ее мужа убили древляне (соседнее племя), она очень хитро с ними обошлась и крайне жестоко им отомстила – так, как полагалось язычникам.
И, тем не менее, будучи очень умным человеком, княгиня Ольга понимала, что эта вера не объединяет народ, а только ослабляет людей, вселяет в их души злобу, ненависть, желание обогатиться, отнять, убить ближнего. Как государственный ум, она не могла не увидеть у христиан множество достоинств. Ольга жила в Киеве, где их было немало и среди местного люда, и среди варягов, которые служили у Киевского князя в дружине.
Она, безусловно, слышала о Христе, о вере христианской. Знала и о Византийской империи, знала о ее небывалом тогда процветании: искусство, наука, философия, архитектура (невероятно красивые здания строились), живопись – все то, чего тогда практически на Руси не было. Конечно, Ольга была обо всем осведомлена: она общалась с разными слоями населения. Но особенно ее подвигло к Крещению одно событие – смерть супруга, который безмерно ее любил. Повторю: Ольга была не просто невероятной красоты женщина, она была очень умной и часто помогала мужу в государственных делах, была буквально его советником.
Что же ее подвигло к Крещению? Какой толчок был дан? Вы, наверное, слышали, что на Руси был такой обычай: если умирал муж, князь, то за ним следовала и жена, княгиня. Если бы вы почитали, в ужас бы пришли, что с ней делали до того, как убьют. Убивать жену должны были толстой веревкой – задушить. А потом положить вместе с мужем в лодку, чтобы там, на небесах, они были тоже вместе. В лодку клали золото, камни драгоценные и утварь. Также закалывали рабов. Потом эту лодку сжигали и закапывали. Но что делали прежде с женой (мне больно рассказывать об этом, вы сами почитайте, что делали с несчастной княгиней, когда умирал ее муж, до того, как ее убьют) – у вас волосы на голове встали бы дыбом.
Сейчас у нас в России многие ратуют за свою, как они говорят, родную веру. Называются они родноверы – сами себя так называют. И один из них мне говорит:
- Мы православные!
Я его спрашиваю:
- Ты что, ходишь в храм, молишься, раз ты православный?!
- Нет, - говорит, - я православный, потому что я правильную веру знаю.
- А какая это у тебя правильная вера?
Говорит:
- Ну как какая? Перун, Даждьбог, Сварог. Мы нашим родным русским богам поклоняемся и веруем им. Что-нибудь сделаем и говорим: «Слава Перуну!»
Этот человек у меня строителем был одно время. Я не смог его переубедить – он так жестко держался за эту свою дурацкую веру. Они просто не знают этой своей веры. Если бы он почитал летописи (например, что делали с женой князя), ужаснулся бы и сказал: «Да это сатанинская вера!»
Короче говоря, княгиня поняла, что так как князь Игорь умер, ей тоже предстоит умереть – умереть страшной смертью. А слышала она, конечно, о христианстве, что Бог есть Бог любви. Он не требует от нас никаких жертв, никакой крови, никакого насилия. Он есть Бог любви, и Он сам Себя принес в жертву за нас, Он сам Свою кровь пролил за нас, искупая наши грехи. И вот она поняла (это был такой мощный толчок), что вера языческая, по которой ей сейчас дóлжно умереть, – это что-то ненормальное! Это серьезный повод, чтобы активизировать свои действия и принимать христианство. И что она сделала? Она сделала разумный шаг.
Ольга в 944 году поехала в Константинополь. Первый раз. Ее принял император Роман I. (Ред.: до сих среди светских историков нет единого мнения об обстоятельствах и о дате Крещения, что связано с разными точками отсчета и особенностями календарного исчисления; версию церковного историка см. здесь). Она была столь красива, несмотря на то, что уже в возрасте была, что, увидев Ольгу, император влюбился и хотел на ней жениться (он к тому времени овдовел: в 937 г. у него умерла жена). Но подчинить Русь тогдашней Византии с политической точки зрения было неправильно. И Ольга как правительница не могла себе позволить сделать свой народ вассалом.
И, представьте, какую она хитрость изобрела! Это потрясающая женщина! Она сказала: «Я буду креститься, если только ты будешь моим крестным отцом». А Роман был не очень грамотный человек, вояка. Он согласился с радостью, ничего не подозревая. Вы знаете, что императоров часто армия выбирала. Иногда эти люди были невысокого звания, но достигшие известных степеней в армии, показавшие свою военную мудрость, одержавшие военные победы, – и армия часто выбирала этих главнокомандующих в качестве императора. Вот так и Роман, видимо, стал императором. Но в Православии, будучи сам крещеным императором, он не очень разбирался.
Ольга так хитро обвела его вокруг пальца, что он даже не понял ничего сначала, а когда понял, было уже поздно. Ольгу крестили, а когда Роман предложил ей руку и сердце, она сказала: «Извини, вот каноны православные, по которым мы с тобой уже родственники: ты мой отец, а я – дочь, и между нами брака никак не может быть!» Так его осадила, что дальше и некуда. Он оценил этот невероятный ум Ольги и отпустил ее с большими дарами – настолько большими, что она смогла нанять византийское войско (тогда же часто использовали наемников). И когда она пришла на Русь с этим войском, вопроса о том, чтобы ее сейчас умертвить и похоронить рядом с мужем, уже не стояло. Никто не мог посягнуть на нее, потому что защита была такая, что никто не справился бы. Войско князя Святослава, сына ее, уже не в состоянии было. И договорились мирно мать с сыном: фактически, Ольга была единовластной правительницей Руси, потому что сын – мальчишка был такой забавный! Вот у нас сейчас играют в компьютерные игры – убивалки: стреляют, постоянно убивают виртуально, танки ... А тогда все проще было: во главе войска становился князь и убивал реально. Сейчас – виртуально, а тогда – реально. Вот Святослав в игрушки такие играл – в солдатики, только, повторяю, не виртуально, а реально. И он ужасно любил это дело – воевать, поэтому постоянно со своей бригадой – со своим войском куда-то бегал и сражался. Ну, а кто-то же должен руководить государством? Мама руководила, мама Оля руководила государством! И так мудро руководила, что трудно себе представить, – аналогов история просто не знает.
Русь тогда получала большую финансовую поддержку благодаря контролю за путем «из варяг в греки»: то есть вся Скандинавия, весь Север снабжались из Греции. И этот путь торговый пролегал через Русь. Тот, кто владел этим путем, мог собирать хорошие налоги. С торговцев. За проезд. До Ольги это было на откупе частных лиц, которые иногда брали завышенные налоги. Это было невыгодно купцам, и они переставали ездить, как-то находили другие пути. А для Руси это было невыгодно. И вот Ольга снизила налоги – это уже была фиксированная плата; установила так называемые погосты – укрепленные пункты для сборщиков дани. Все было очень доступно и выгодно для купцов, поэтому сильно увеличились доходы государства. Кроме того, Ольга впервые в России провела демаркацию границ. Раньше четких границ не было: они могли двигаться туда-сюда. Вот она впервые это сделала и вообще вводила законы, которые регулировали жизнь тогдашней Киевской Руси. Именно по той причине, что она была необыкновенно мудрым человеком, ее так и называют: Ольга Богомудрая. И во всех летописях она именно так называется, потому что действительно мудрейший человек.
Но когда княгиня приняла христианство, она, конечно, осознала ту жестокость, с которой поступила с древлянами, как им отомстила страшно. И эта жестокость, с которой она уничтожала людей, была для нее постоянной болью. Не сама, конечно, ее войско. Но она продумывала все военные операции так, что древляне не могли сопротивляться. И вот когда поняла, что главное в христианстве – милосердие, любовь к людям, она стала в колоссальных размерах оказывать бедным денежную помощь. Так она занялась благотворительностью. Видимо, таким образом Ольга действенно замаливала свой грех, свою жестокость по отношению к древлянам – тоже славянам, соседнему племени. Искупала свои грехи.
В то же время она поняла, что объединить государство может только единая мощная и правильная вера. А поскольку искренно уверовала во Христа, Ольга как государственный деятель понимала: надо объединять Русь, а в качестве объединителя должна стать единая истинная вера христианская. По этой причине она лично ездила по всем дальним весям и городам тогдашней Киевской Руси, ставила там деревянные храмы, где невозможно – ставила каменные кресты, учила людей. И мы знаем из летописи: даже от крестов этих каменных было много исцелений, что заставляло многих язычников принимать христианство. То есть Ольга посеяла первые семена христианства.
Конечно, были до нее христиане на Руси: приезжавшие греческие и болгарские купцы были крещеные, и свои варяги были православные – но, тем не менее, большинство людей русских еще были язычниками. Но на Руси всегда было понимание власти, как власти все-таки монархической, монократической (ред.: монократия – греч., от monos, один, и krateo, управляю), потому что русский народ психологически всегда чувствовал необходимость централизованной власти. И до сих про у нас не парламентская республика – у нас президентская республика.
Когда глава государства принимает какую-либо веру, то народ с охотой принимает эту же веру. Поэтому при равноапостольной Ольге довольно много людей крестилось. Но она была уже пожилым человеком и скончалась в добром исповедании, была погребена в земле по христианскому обряду. И только ее внук Владимир со временем совершил то, что задумала его бабушка Ольга: он крестил Русь уже окончательно. Но первые плоды приносила проповедь равноапостольной Ольги. И если бы не было Ольги, поверьте, не было бы и Владимира, потому что она его с детства воспитывала. И хотя в начале (вот такая странная история) он из всех ее внуков больше всех противлялся вере, но в конце концов, будучи человеком очень умным, все-таки уверовал во Христа и не только сам крестился, но и весь свой народ крестил. Но основой христианства на Руси является глава тогдашнего государства – именно равноапостольная великая княгиня Ольга.
Я считаю, что она незаслуженно у нас забыта: ее знают, конечно, вроде бы и почитают, но не придают того великого значения, которого она на самом деле заслуживает. Потому что не будь Ольги, Россия, может быть, еще много веков оставалась бы во тьме язычества. Потому что именно она как глава государства посеяла семена и впервые начала массовое крещение: многие бояре, многие служивые люди высоких чинов приняли крещение только благодаря ей. И, кстати говоря, когда было у князя Владимира прение о вере (внук ее уже вырос, стал князем Киевским), то вспомним, что ему сказали его дядьки – те бояре, которые его воспитывали, родственники его. Они сказали: «Если бы твоя бабка Ольга, которая была мудрейшим человеком, не приняла бы христианскую веру, то означало бы это тогда, что та вера неправильная. Но раз она, будучи мудрейшим человеком, стала христианкой, значит, это правильный выбор». Это всеобщее признание авторитета бабушки повлияло на внука, князя Владимира, и, вероятно, повлияло на его окончательное решение креститься.
С праздником нашей великой Равноапостольной Ольги, которая принесла на Русь православие! Аминь.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Имена на поминовение: WhatsApp +7 (988) 501-00-88,
пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.