Всемирный день борьбы с гепатитом - 28 июля - предоставляет своевременную возможность обратить внимание на глобальные усилия по борьбе с вирусным гепатитом. Во всем мире вирусы гепатита являются причиной приблизительно 134 миллионов смертей в год с непропорциональным бременем болезней в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД). Амбициозная цель ВОЗ по ликвидации вирусного гепатита как основной угрозы для общественного здравоохранения к 2030 году сталкивается со многими препятствиями, но ни одно из них не является более значительным, чем то, что было вызвано пандемией COVID-19.
Профилактика инфекций является основной целью усилий по ликвидации вирусного гепатита, особенно вируса гепатита В (ВГВ), для которого доступны прививки, но лечебного лечения не существует. Прогресс в увеличении показателей вакцинации против гепатита В при рождении был затруднен из-за того, что вакцина не была включена в национальные графики вакцинации, роды происходили на дому, а также отсутствовала осведомленность работников здравоохранения о дозе вакцины при рождении. Финансирование также было проблемой. COVID-19 может оказать существенное дополнительное давление на государственные бюджеты и изменить приоритеты политики; ограничения на передвижение и страх перед инфекцией могут также увеличить число домашних родов и еще больше ограничить доступ к иммунизации. Прямая оценка воздействия правил COVID-19 на охват вакцинацией против HBV Поэтому важно обеспечить, чтобы они не наносили чистого вреда.
В отношении ВГС усилия по профилактике сосредоточены на мерах по снижению вреда (например, на программах по использованию игл и шприцев [NSP] и образовательных пакетов) для групп населения с высоким риском, таких как люди, употребляющие инъекционные наркотики, заключенные и мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами. COVID-19 привел к массовым нарушениям или закрытию служб снижения вреда. В Англии количество людей, получающих доступ к NSP, сократилось на 36%, а количество игл, распределенных среди потребителей инъекционных психоактивных веществ, сократилось вдвое в результате ограничений на блокировку. В СНСД это давление, вероятно, будет ощущаться еще более остро.
Недостаточная диагностика вирусного гепатита является ключевым узким местом в усилиях по ликвидации. Во всем мире, по оценкам, 91% людей с хронической HBV-инфекцией и 80% людей с хронической HCV-инфекцией не были диагностированы в 2017 году . Служба эпиднадзора и диагностики была прервана в связи с переездом персонала, оборудования и закрытых помещений. В ходе опроса организаций гражданского общества и поставщиков услуг по борьбе с гепатитом, проводимого Всемирным альянсом по гепатиту (ВАЗ) в 32 странах с 30 марта по 4 мая 2020 г., только 47 (36%) из 132 респондентов сообщили, что люди имели доступ к услугам по тестированию. закрытие или уклонение от участков тестирования из-за COVID-19, определенных как ключевые причины. Проблемы глобальной цепочки поставок также привели к нехватке тестирующих реагентов на HBV и HCV с несоразмерным влиянием LMIC.
У людей с диагнозом своевременная связь с лечением и доступ к лечению, вероятно, будут затруднены из-за ограничений на передвижение и приостановки централизованного клинического обслуживания. Данные опроса WHA показывают, что COVID-19 особенно сильно затронул доступ к лечению в СНСД, при этом 15 (52%) из 29 респондентов из этих стран сообщили, что пациенты не имеют доступа к терапии. Согласно сети действий против ВГС , влияние COVID-19 на лечение ВГС в Великобритании было меньше, чем опасалось, отчасти из-за расширенного использования домашних лекарств и телемедицины, но такой подход, вероятно, будет менее осуществимым в СНСД. ,
Несмотря на широкое негативное влияние COVID-19 на элиминацию вирусного гепатита, существуют проблески возможностей. С практической точки зрения, события, возникающие в связи с необходимостью быстрой децентрализации усилий по ликвидации, такие как тестирование на высохшее пятно крови и доставка лекарств, могли бы способствовать улучшению ухода за труднодоступными группами населения. Также появилась амбициозная возможность объединения широкомасштабных мероприятий по эпиднадзору за COVID-19 и отслеживанию контактов, которые были начаты во многих странах, с тестированием на вирусный гепатит и другие заболевания. С политической точки зрения пандемия выдвинула на передний план использование массового тестирования, отслеживания контактов и вакцинации, и существует оптимизм, что успех в этих областях может быть использован для того, чтобы подчеркнуть осязаемость ликвидации вирусных гепатитов.
В долгосрочной перспективе негативные экономические последствия пандемии окажут дополнительное давление на инициативы общественного здравоохранения, связанные с вирусным гепатитом, что еще больше поставит под угрозу надежды на будущее без гепатита. В ближайшие месяцы и годы будет крайне важно обеспечить, чтобы лица, формирующие политику, не упустили из виду очевидные преимущества элиминации вирусного гепатита, а также чтобы возможности, предоставляемые нынешним кризисом, были выявлены и использованы, когда это возможно.