С самого начала фильма мы встречаем такие детали, которые нам показывают, что главный герой пережил психическую травму, и теперь его мучают тяжёлые состояния видений и фобий (беспричинных неконтролируемых мощнейших страхов, переходящих в ужас).
И всё бы ничего, но пару деталей фильма указывают на то, что это не просто ночные кошмары и флэшбэки. Речь уже даже о потере связи с реальностью – точнее о том, что главный герой уже не отличает свои жуткие фантазии от реальности (в одном кадре женщина пьёт воду из стакана, но тут же видим, что в её руке просто нет стакана, хотя она продолжает пить; напарник сперва лежал на камнях, но в следующих кадрах его там нет).
Если пытаться применить термины из области психологии, то болезнь, которая показана в фильме, можно назвать паранойей психотического уровня – уровня психоза и галлюцинаций.
В чем суть данного нарушения?
Такое происходит, когда у человека какая-то часть своей собственной психики ощущается как чудовищная (по фильму – проклятая) и отторгается сознанием. Но ведь ей же куда-то нужно "пристроиться", а сознание-то её и не принимает, – и вот поэтому возникает проекция на других людей, будто это они опасны и хотят нанести вред параноику. И получается такая связка: я нападу на тебя первым, пока ты ещё не напал на меня, потому что ты опасен для меня.
В наиболее тяжёлых случаях доходит до бреда и полной потери связи с реальностью.
А в чём же причина этого психического нарушения?
И какова суть его главного конфликта?
Ответом будут нарушения базовых отношений на уровне доверия/недоверия с самого раннего детства.
Основной конфликт параноика – это тема недоверия и присоединившееся к нему чувство вины: когда не получается принять свою собственную чудовищную (или проклятую) часть психики. Не получается смириться со своей неидеальностью, ведь никто не идеален.
У таких людей в раннем детстве была очень глубокая психологическая травма или был определённого рода тип отношения к ним со стороны их родительских фигур. А затем так случилось в их жизни, что какая-то новая психотравма актуализировала сильную боль из прошлого, плюс подключила новую боль, присоединив глубинное и непринимаемое чувство вины.
И это всё как раз хорошо понятно само по себе.
Но что же цепляет в этом фильме за живое, кроме того, что приходится смириться с существованием глубинных нарушений психики, на которые мы, обыватели, никак не можем повлиять?
Кто ещё нам к концу фильма раскрывается совершенно в ином свете?
А это как раз фигуры врачей и всего медперсонала данного острова. Если принять тот факт, что они все старались помочь параноику, подыгрывая в его иллюзиях, то ведь это как раз и есть ретравматизация – прямо в её сердцевину, поскольку поиграли-поиграли и...
В тот самый важный момент, когда глубоко травмированный человек наконец встретился со своей чудовищной/проклятой частью, которую слишком больно всю сразу принять, смирившись, и когда он, в связи с этим, как раз очень нуждается в опыте новых здоровых доверительных отношений и принятия всех своих чувств, чтобы ВМЕСТЕ прожить его горевание...
Но именно в этот самый момент ВМЕСТО помощи в удовлетворении базовой потребности пациента в развитии его чувства доверия главврач спец.больницы в финале фильма произносит жёсткие и жестокие слова: "Я умываю руки". И это характерная фраза, вызывающая в памяти образ врача, который готовится перед операцией – по лоботомии. И это довольно контрастно выглядит на фоне того, как весь фильм этот же врач строил из себя крайне любящего и понимающего всех своих пациентов. Контраст поразителен!
Исход игры медперсонала таков, что в конце фильма врачи опять подсылают лечащего врача в образе напарника, который снова подыгрывает больному человеку в его фантазиях, а не помогает ему в постепенном и болезненном принятии реальности.
И вот лично у меня в финале фильма возникло двойственное ощущение: подумалось, что,
с одной стороны, возможно, главный герой в финале снова впал в то состояние, в котором он пребывал весь фильм и полностью потерял связь с реальностью;
но, с другой стороны, скорее всего, он, получив ещё одну травму предательства от врачей, которым всецело доверял, потерял последнюю надежду на возможность построить здоровые отношения, тем более в обстановке, где врачи по факту экспериментируют как с лекарствами, так и с телом и мозгом человека, боясь в реальности взять на себя смелость вступить в истинно психически здоровые отношения с теми людьми, для которых создают иллюзию, будто бы хотят им помочь.
Создавая иллюзию помощи и в своих собственных головах.
"Лучше умереть как человек, чем жить как чудовище" – и эта последняя фраза главного героя, когда он намеренно (исходя из данных слов) идёт в руки врачей со спрятанными уколами наготове. И это уже выглядит не как бред сумасшедшего, а как осознание всего того, что происходит на острове проклятых. И что подобные методы лечебных экспериментов – это такое же проклятие, как и убийства, совершенные людьми в бреду или аффекте. Только при этом люди, совершившие убийства, потом тяжело переживают такие свои поступки, сходя с ума, тогда как врачи на данном острове, принимая решения, навсегда калечащие пациентов, не отягощают себя осознаванием своей настоящей роли в данном процессе.
Не зря же и лоботомия теперь уже признана позорным достижением, калечащим пациентов, хотя вот буквально несколькими десятками лет ранее была дана Нобелевская премия тому, кто её открыл. Такой вот позор и едкий сарказм истории!
Но также ко всем данным размышлениям хочу напомнить слова главного героя в начале фильма, когда они с "напарником" только ещё знакомятся с больницей-тюрьмой. При рассказе о корпусе "С", куда не пускают без особого разрешения, мы слышим шутку, мол, изоляция здесь такая мощная, будто сумасшествие заразно... Сперва, вроде бы, и смешно становится, ведь очевидно, что сумасшествие не заразно так, как это происходит с вирусами и бактериями. Но далее мы видим на протяжении всего фильма, что всё же эмоциональные состояния заразительны в том смысле, что люди как бы копируют друг друга, подражают друг другу, вызывают друг у друга соответствующие эмоциональные отклики. Причём чаще всего это происходит бессознательно. Примером выступает тот факт, что жена главного героя просит её освободить (убить) после того, как она в бреду задушила их общих детей. Он же после этого сам сходит с ума, потеряв связь с реальностью (повторяет психическую реакцию душевнобольной жены). А затем, вполне возможно, сознательно идёт на лоботомию, которую в данных условиях можно приравнять к самоубийству, поскольку человек послее неё руками врачей, дававших клятву Гиппократа, превращается в овощь и полностью теряет собственную личность.
У врачей же и у медперсонала происходит профессиональная деформация личности, поскольку пациенты для них, в большей степени, – это объекты экспериментов, в процессе которых они включаются в фантазии больных, а потом их предают, а не помогают пациентам постепенно прожить принятие своей чудовищной части психики. И врачи тоже не могут выйти из этого замкнутого круга эмоциональных откликов, повторяя и копируя одни и те же собственные стереотипы поведения.
Таким образом, "проклятие острова" становится общим для всех находящихся на нём.
Именно поэтому маяк как символ, который и в шторм, и в любую непогоду указует кораблям верный путь, на этом острове превращается в то место, где пациент теряет последний шанс на исцеление, потому что именно там больным делают лоботомию, безвозвратно повреждающую их мозг.
Причём обратите внимание, что слово "исцеление" является однокоренным со словом "целый", что означает "полный", то есть "соединённый в одно целое".
И ведь именно целостности в душе и в сердце и не хватало пациентам данного острова.
Но вот как же врачам решиться на проживание таких тяжёлых чувств вместе с таким пациентом, если совсем рядом, на маяке, есть такой сильный соблазн быстро и просто умыть руки перед лоботомией? И после неё!
____
Ещё мои статьи о разных фильмах:
_________
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить выход следующих статей!