Найти тему
Блог Петербуржца

Летний отпуск в Ставрополе

Оглавление

Ж/Д вокзал станции Ставрополь-Ростовский.
Ж/Д вокзал станции Ставрополь-Ростовский.

Всем привет!

В этой статье я хотел бы поделится впечатлениями от поездки в столицу Ставрополья. Как я уже неоднократно говорил ранее - прожил я в пригороде Ставрополя без малого 20 лет, и там до сих пор живут мои родственники, знакомые и родители (вернее сказать Мама, поскольку Отец умер весной 2019). В этом году из-за закрытия границ очень много людей путешествует по России, и Ставрополь внезапно оказался в списке южных городов, куда из Санкт-Петербурга открылись прямые авиарейсы. Не хочу особо в этой статье парировать уровнем жизни, общественными пространствами и социальной инфраструктурой - хочу поделится впечатлением от города как от туристического места.

Аэропорт

Ставрополье с высоты. Поля как лоскутки тканевых заплаток на теле земли.
Ставрополье с высоты. Поля как лоскутки тканевых заплаток на теле земли.
Ставрополь встречает дождем
Ставрополь встречает дождем
Аэропорт Ставрополь. Не могу найти фото (удалил видимо по ошибке), поэтому нашел в яндексе вот такой снимок.
Аэропорт Ставрополь. Не могу найти фото (удалил видимо по ошибке), поэтому нашел в яндексе вот такой снимок.

Аэропорт Ставрополя - один из самых малых по площади и пожалуй самый не международный из международных. Из прямых рейсов есть Москва, Сочи, Ереван и Санкт-Петербург.

Указом Президента РФ от 31 мая 2019 года № 246 аэропорту присвоено имя А. В. Суворова.

Сам Аэропорт находится в значительном удалении от Ставрополя. 13км по так называемой прямой линии. На автотранспорте это приблизительно 20км, а если до гостиницы ещё больше. Официально аэропорт соединяет с городом маршрутка номер 120 и 120а, но на деле они доезжают лишь до города Михайловск. Он находится в 7км от аэропорта. При выходе с воздушной гавани, Вы попадаете в руки частных такси, которые накручивают не хилый ценник, да и к тому же путешествие на их "колесницах" порою просто чертовски не безопасно. К счастью город подключен к Яндекс такси, поэтому можно вызвать сравнительно недорогое и хорошее такси. Но вот отсутствие общественного транспорта - очень жирный минус, который пытаются безуспешно решить уже много лет. Что мешает пустить в аэропорт удобный низкопольный автобус, не понятно. Тем более, пассажиропоток растет.

Город

Ставрополь. Вид с высоты. Фото из открытых источников.
Ставрополь. Вид с высоты. Фото из открытых источников.

Ворошиловск - именно так назывался этот город с 1935 по 1943 год. Сейчас Ставрополь это крупный промышленный, культурный и торговый центр Северного Кавказа. Население города составляет 437367 человек (данные на 2019 год). Находится на холмах и распадках в центральной части Предкавказья, на Ставропольской возвышенности.

Казалось бы, что тут делать туристам? И тут неожиданно выясняется - ещё как есть что!

Туапсинка

Здание бывшего железнодорожного вокзала станции Ставрополь-Туапсинский. Фото из свободных источников
Здание бывшего железнодорожного вокзала станции Ставрополь-Туапсинский. Фото из свободных источников
Здание бывшего железнодорожного вокзала станции Ставрополь-Туапсинский. Фото из свободных источников.
Здание бывшего железнодорожного вокзала станции Ставрополь-Туапсинский. Фото из свободных источников.

Ставрополь-Туапсинский — бывший железнодорожный вокзал города Ставрополь. Один из двух до 1947 года. Пожалуй одна из самых загадочных достопримечательностей краевой столицы. Да, здание сохранилось, но было перестроено в жилой дом. Не знаю даже как лучше - оставить здание как многие памятники с минимальным уходом или отдать под жилой дом жители которого перестроят его под свои нужды? - напишите обязательно свое мнение в комментах!

Коротко экскурс в историю:

  • Пассажирский вокзал станции Ставрополь-2 построен в 1916 году АО Армавир-Туапсинской железной дороги на деньги ставропольских купцов и крестьян - это была поистине народная железная дорога, которую жители Ставрополья ласково прозвали Туапсинкой. Основная задача построенной дороги состояла в вывозе на экспорт зерна с центральных районов губернии, а также в ликвидации железнодорожного тупика, образовавшемся в связи с обходом Владикавказской жд Ворот Кавказа, и в дальнейшем возвращение этого статуса в связи с продолжением дороги от Элисты до Астрахани и до  Царицына (ныне станция Волгоград 1), с реализацией данного плана все грузы из Сибири через Трансиб и транзитом через Ставрополь попадали в порты Чёрного моря. С началом гражданской войны данным планам не суждено было сбыться, в 1918 году Армавир-Туапсинская железная дорога вместе со всей инфраструктурой была национализирована, а вследствие эрозии грунта на оползневых участках прекратилось движение всех поездов на участке Армавир — Ставрополь.
  • Армавир-Туапсинская железная дорога была одной из последних железных дорог России, где сохранялась паровая тяга. На некоторых станциях (например, Белореченской и Хадыженской) до сих пор сохранились водяные колонки для заправки паровозов водой. Благодаря этому сейчас на дороге регулярно организуются паровозные ретротуры, и паровозные гудки, хотя и редкие, звучат и будут звучать среди гор Западного Кавказа.

Также в черте города частично сохранился немецкий мост - его фото смотрите ниже.

Немецкий мост в Ставрополе – это легендарное дореволюционное сооружение, особенно популярное среди любителей красивых фотографий, скалолазов и альпинистов.

Немецкий мост в черте города Ставрополь. Фото из свободных источников.
Немецкий мост в черте города Ставрополь. Фото из свободных источников.

Сейчас в городе остался лишь один тупиковый вокзал Ставрополь-Ростовский. Его фото Вы видели в самом начале статьи.

За пределами города также сохранились мосты, виадуки и прочие строения которые до сих пор напоминают о тех временах, когда существовала эта народная железная дорога. Кстати, столь же долго просуществовала в крае и так называемая "Горбачевка" - железная дорога построенная по личному приказу бывшего президента (и последнего) СССР от станции Передовая (узловая станция Ставропольского края) до станции Песчанокопская (Ростовская область), но об этом как нибудь в следующих публикациях. А пока несколько найденных в сети фотографий Туапсинской жд, точнее всё, что от неё осталось.

Один из виадуков за СТАВРОПОЛЕМ.
Один из виадуков за СТАВРОПОЛЕМ.

-10

Сохранилась также водонапорная башня где то в степях Ставрополья.
Сохранилась также водонапорная башня где то в степях Ставрополья.

Татарское городище

Между Ставрополем и селом Татарка есть удивительный уголок Ставропольской земли — Татарское городище. Это крупнейший археологический памятник Предкавказья, чудом сохранившийся среди реликтового леса, в окружении городских, сельских и дачных построек, полей и дорог.

Городище является сложным многослойным памятником, функционировавшим на протяжении четырех исторических периодов: кобанского, скифского, сарматского, хазарского. Уникальная сохранность фортификационных и культурных сооружений, систем дорог, могильников и культовых сооружений, позволяет проследить все стороны жизни древних людей с VIII в. до н. э. по X в. н. э.

Название городищу дали русские военные топографы, составлявшие в конце XVIII века первые карты Северного Кавказ a . В те времена остатки древностей на осваиваемых Россией южных территориях обычно связывались с татарами, хотя на самом деле городище не имеет к ним никакого отношения.

Первым исследователем памятника был основатель Ставропольского краеведческого музея Г.Н. Прозрителев. Он включил его в список древних памятников и нанес на археологическую карту. 

Культурный слой Татарского городища обильно насыщен развалами древних стен домов, обломками давно разбитых горшков и кувшинов, золой многочисленных очагов и костров, догоравших много сотен лет назад. Именно здесь проходила одна из северных трасс Великого Шелкового Пути.

Основу природно-археологического комплекса составляют три отдельные городища — Первое, или Центральное, Второе и Третье, связанные между собой древними дорогами и тропами. Их разделяют глубокие балки ручьев Травертинового и Анненского, входящих в систему р. Татарки, правого притока р. Егорлык.

Валы и рвы центрального городища. 

Центральное городище — самое укрепленное и насыщенное интересными объектами. Люди со знанием дела выбрали место для поселения. Центральное городище площадью 40 гектаров занимает мыс между верховьями глубоких балок, преграждавших доступ к нему с трех сторон. С северной, наиболее доступной и уязвимой напольной стороны, оно защищалось тройной линией валов и рвов с каменной стеной. На подступах к этой линии в складках местности создавались препятствия. Форпостом обороны служила выдвинутая в поле башня на холме.

На противоположном берегу ручья Каскадного располагается могильник, который датируется V — III в.в. до н.э. Граница его территории лежит примерно в 70—80 м. к востоку от того места, где тройная линия валов, прикрывающая городище с северной, наиболее доступной, стороны, упирается в начало глубокой балки. Это один из интереснейших погребальных памятников Татарского городища, получивший у археологов название второго склепового могильника. Он расположен вдоль верхнего края балки, на территории, густо заросшей лесом, где среди деревьев кое-где выглядывают едва заметные замшелые камни, мало чем отличающиеся от естественных скальных выходов и случайных валунов. Это и есть, укрытые многовековым почвенным слоем и растительностью, остатки погребальных сооружений, где покоятся давно отошедшие в мир иной обитатели Татарского городища.

Склепы были коллективными усыпальницами, и в них могло быть погребено от 10 до 60 человек, которых хоронили не одновременно, а на протяжении довольно длительного периода. Вероятно, это были представители одного рода или семьи, занимавшей весьма высокое социальное положение среди тогдашних обитателей Татарского городища. В одной из стен склепа (в южной, обращенной к склону холма) был устроен проем, высотой 0,65 м. и шириной 0,85 м., через который с помощью специального каменного коридора, называемого дромосом, погребальная камера соединялась с поверхностью. Через дромос и входной проем можно было хоронить в склепе новых умерших. Дромос обычно достигал длины 3—5 м., при ширине 0,8—1,1 м. и высоте 0,60—0,75 м. Стенки его были выложены из частично обработанного камня-ракушечника, а сверху он имел деревянное перекрытие, скорее всего из бревен, засыпанных землей. Подобным же образом был сверху перекрыт и сам склеп.

Внушительные размеры курганов и каменных склепов, настороженно застывших в чаще реликтового леса, производят неизгладимое впечатление на посетителей, напоминая о бренности жизни и вечности бытия, заставляя каждого размышлять о загадке жизни и смерти, радостях и печалях людей, погребенных здесь почти двадцать пять веков назад.

Кроме того

Кроме того в городе много памятников архитектуры, бульваров, скверов, площадей, скульптурных памятников, монументов и мемориалов. Среди прочих хочу отметить крепостную гору с сохранившимися элементами стены старой крепости, а также с открывающимся отсюда отличным видом на город. В городе бывали Лермонтов, Пушкин. А один из основателей города - Великий полководец Александр Васильевич Суворов.

Подведя итоги

Безусловно - Ставрополь является одним из самых неожиданных туристических открытий и неодоценненых городов. Тем печальнее, что этот самый потенциал никак не развивается. Даже общественный транспорт никак не предназначен для этого - старая система "маршруток" и "пазики" не могут быть использованы для комфортных поездок по городу. Но о об этом, а также о самом городе как о месте для постоянного проживания в одной из следующих статей.

Всем спасибо за просмотр! Пишите в комментах о чем я забыл упомянуть, и какие места Вы бы хотели отметить в этом южном городе.

Как всегда - всё, что написана в данной статье - моё личное мнение, и оно может отличаться от Вашего.

Все оскорбления выходящие за рамки допустимого будут удалены, а их авторы заблокированы и отправлены в черный список!

Пора лететь домой, в Питер)
Пора лететь домой, в Питер)
-13
-14
-15

До скорой встречи в новых публикациях канала!

Всего Вам наилучшего и доброго!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!