Картины старых мастеров такие тёмные, потому что лак, которым покрывается любое полотно, со временем темнеет. Вообще любую картину защищает слой лака – такова технология живописи.
Как создается картина?
Сначала натягивается холст на подрамник или на мольберт устанавливается доска, кусок оргстекла/картона, лист металла, которые затем покрывают специальным грунтом.
Грунт отлично удерживает краски, не даёт им крошиться, а также сохраняет яркость и насыщенность красок, не давая им пожухнуть со временем. Грунт состоит из тонкого нижнего клеевого слоя и верхнего, который содержит связующий материал. Он может быть как белым, так и тонированным.
Затем на грунт набрасывается предварительный рисунок, после чего на поверхность наносится подмалёвок – художник набрасывает светлые и тёмные места картины и придаёт глубину изображению. Кстати, с середины XIX века некоторые художники предпочли работать по сырому, то есть писали картины сразу по грунту, пропуская этап подмалёвки.
Далее живописец начинает более кропотливо и тщательно работать над полотном. Наносится сперва плотный слой красок. Потом ожидаем, когда он просохнет. Затем лессировка – когда на уже готовое полотно тонкими слоями наносятся полупрозрачные или прозрачные краски с тем, чтобы обогатить колорит картины.
И завершающий этап работы – покрытие полотна лаком. Лак, используемый в живописи, - это раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, спирте или скипидаре.
Со временем лак утрачивает прозрачность, и картины кажутся мрачными. Но реставратор может вернуть полотну былую яркость красок, сохранившихся в первозданном виде под верхним потемневшим слоем лака.