Найти в Дзене

Почему картины старых мастеров такие тёмные? Как создаются картины?

Картины старых мастеров такие тёмные, потому что лак, которым покрывается любое полотно, со временем темнеет. Вообще любую картину защищает слой лака – такова технология живописи.

Как создается картина?

Сначала натягивается холст на подрамник или на мольберт устанавливается доска, кусок оргстекла/картона, лист металла, которые затем покрывают специальным грунтом.

Холст на подрамнике, Источник: https://krasniykarandash.ru/product/kholst_na_podramnike_gruntovannyy_khudozhnik_krupnozernistyy_lyen_100.html
Холст на подрамнике, Источник: https://krasniykarandash.ru/product/kholst_na_podramnike_gruntovannyy_khudozhnik_krupnozernistyy_lyen_100.html

Холст покрывается грунтом. Источник: https://www.kraski-kisti.ru/news/gruntovka_kholsta/
Холст покрывается грунтом. Источник: https://www.kraski-kisti.ru/news/gruntovka_kholsta/

Грунт отлично удерживает краски, не даёт им крошиться, а также сохраняет яркость и насыщенность красок, не давая им пожухнуть со временем. Грунт состоит из тонкого нижнего клеевого слоя и верхнего, который содержит связующий материал. Он может быть как белым, так и тонированным.

Затем на грунт набрасывается предварительный рисунок, после чего на поверхность наносится подмалёвок – художник набрасывает светлые и тёмные места картины и придаёт глубину изображению. Кстати, с середины XIX века некоторые художники предпочли работать по сырому, то есть писали картины сразу по грунту, пропуская этап подмалёвки.

Сверху подмалёвок, снизу готовое произведение. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подмалёвок
Сверху подмалёвок, снизу готовое произведение. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подмалёвок

Далее живописец начинает более кропотливо и тщательно работать над полотном. Наносится сперва плотный слой красок. Потом ожидаем, когда он просохнет. Затем лессировка – когда на уже готовое полотно тонкими слоями наносятся полупрозрачные или прозрачные краски с тем, чтобы обогатить колорит картины.

Цвета, получаемые при нанесении полупрозрачных красок друг на друга. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лессировка
Цвета, получаемые при нанесении полупрозрачных красок друг на друга. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лессировка

И завершающий этап работы – покрытие полотна лаком. Лак, используемый в живописи, - это раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, спирте или скипидаре.

Покрытие картины лаком. Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/kak-pokryvat-kartinu-lakom/
Покрытие картины лаком. Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/kak-pokryvat-kartinu-lakom/

Со временем лак утрачивает прозрачность, и картины кажутся мрачными. Но реставратор может вернуть полотну былую яркость красок, сохранившихся в первозданном виде под верхним потемневшим слоем лака.

С помощью специального средства британский искусствовед Филип Молд снял несколько слоёв старого лака с картины «Женщина в красном» и показал, как она выглядела в 1618 году. Источник: Esquire
С помощью специального средства британский искусствовед Филип Молд снял несколько слоёв старого лака с картины «Женщина в красном» и показал, как она выглядела в 1618 году. Источник: Esquire