Китай планирует открыть центры неотложной медицинской помощи в Европе. По словам чешских дипломатов, компания хочет сохранить свои позиции в качестве ключевого поставщика медицинских устройств. Если в будущем в Центральной и Восточной Европе возникнет новая волна коронавируса, Китай просто «откроет поставки» для своих союзников.
Это как раз и есть идея коммунистического правительства о будущем сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы, объединенных инициативой 17 + 1, которая является флагманом китайского президента Си Цзиньпина.
По словам Ван Лутуна, представителя министерства иностранных дел Китая, создание центров является одной из пяти ключевых рекомендаций Китая по борьбе с пандемией. Это следует из протокола майской видеоконференции дипломатов стран инициативы 17 + 1.
По мнению Пекина, борьба с covid-19 должна быть наряду с восстановлением экономики главной задачей всех стран-участниц.
Однако чешская дипломатия понимает это предложение как попытку «упростить распределение и продажу медицинского и защитного оборудования, производимого в Китае, и, таким образом, закрепить позицию Китая как поставщика этих товаров в регион в будущем». Это следует из анализа, полученного редакцией.
В последние месяцы европейские страны пытались добиться независимости от Китая, где до сих пор производилось большинство простыней или респираторов.
Кроме того, на рубеже зимы и весны Китай закупил в Европе массовое медицинское оборудование,
Однако новое предложение Китая о совместных медицинских центрах, а также о «создании совместных научно-исследовательских институтов и совместных разработках тестирования» происходит в то время, когда Европейский Союз, в частности, пытается лучше защитить свой рынок и компании от несправедливого внешнего вмешательства. Например, министерство промышленности и торговли Чехии хочет поддержать отечественных производителей с помощью программ субсидирования, чтобы избежать повторения ситуации, когда будет недостаточно простыней.
Защита европейского рынка
В прошлую среду Европейская комиссия опубликовала так называемую «Белую книгу», серию предложений, которые дадут Брюсселю или отдельным странам-членам ЕС право запрещать определенным иностранным компаниям покупать европейские компании - или, по крайней мере, исключать их из государственных закупок. Это будут компании, которые массово поддерживают правительства своих стран, что является обычным явлением в Китае.
аким образом, Союз реагирует на растущие критические голоса политиков и секретных служб, в том числе чешской контрразведки BIS. По их мнению, повышенный интерес Китая к европейским компаниям может отражать усилия режима по продвижению собственных экономических, а также политических интересов на континенте.
Пекин заинтересован в долгой работе на европейском рынке, например, добивается права участвовать в строительстве сверхбыстрой мобильной сети 5G. По словам дипломата Вана, новые области сотрудничества, которые будут волновать Китай, включают передовые технологии: «облачные решения, 5G, большие данные, блокчейн». Но он также считает многообещающими области биомедицины или культуры.
«Предложение о сотрудничестве в области здравоохранения в качестве нового столпа инициативы 17 + 1 - это попытка добавить некоторого содержания в это сотрудничество. С экономической точки зрения оно отстает от ожиданий», - объясняет Филип Шебок, аналитик Ассоциации по международным делам. По его словам, данный формат является скорее «пиар-проектом» китайского режима, который призван улучшить свой имидж за рубежом.
Как будет обсуждаться коронавирус?
Чешские дипломаты также пришли к выводу из майской встречи, что Китай попытается навязать свою собственную интерпретацию хода пандемии коронавируса. Он распространился по всему миру из китайского города У-чан. Пекин подвергается критике, например, со стороны США, Австралии и Европейского союза за неспособность справиться с ситуацией и распространение дезинформации о своем курсе.
Именно поэтому в последние месяцы Китай неоднократно пытался оказывать давление на политиков и власти Франции, Германии или Брюсселя. Например, официальные лица заявили, что, по данным Politico и New York Times, в своем отчете об ослаблении критики дезинформации Китая о пандемии.
Согласно анализу Министерства иностранных дел Чехии, который также рассматривает позицию Китая в отношении коронавируса, вполне вероятно, что Пекин хочет привлечь на свою сторону отдельные европейские страны с помощью своей инициативы 17 + 1.
Например, из видеозвонка дипломатов в мае китайская сторона пришла к выводу, что все участники заинтересованы в скорейшем проведении совместного саммита. Первоначальная дата встречи была сорвана из-за пандемии, по последней информации, она должна состояться осенью. Президент Милош Земан, который долгое время был сторонником сотрудничества с Пекином, также пообещал приехать.
В то же время вывод китайской стороны противоречит тому, что было подчеркнуто в ходе видеоконференции представителями всех европейских стран, кроме Сербии. А именно, что перед этой встречей должен состояться еще один саммит, так называемый саммит ЕС-Китай. Это саммит лидеров всех государств-членов, Китая и глав ключевых институтов ЕС. Первоначально планировалось, что оно состоится в сентябре в Лейпциге, но было отложено на неопределенный срок.
До этого главы институтов ЕС встретятся с Китаем в режиме видео конференц. связи. Первое состоится в этот понедельник. Помимо реагирования на коронавирус, программа также включает переговоры по экономике, изменению климата или безопасности и обороне.
Лучший доступ для нашего мяса
Страны Центральной и Восточной Европы, ассоциированные в рамках 17 + 1, пока не могут согласовать свои позиции. «Фактически, это больше похоже на двустороннее сотрудничество с Китаем, чем на настоящий многосторонний проект. Отдельные страны Центральной и Восточной Европы мало общаются друг с другом», - говорит аналитик Шебок. Поэтому, по его словам, существует опасность, что Китай вместо этого воспользуется форматом как собственным пропагандистским инструментом.
«У сотрудничества есть потенциал, но его необходимо координировать. Чтобы оказать давление на Китай и в то же время остерегаться различных сомнительных встреч политических партий или представителей СМИ, которые Китай использует для распространения пропаганды», - добавляет Шебок. Он сам является одним из авторов публикации, посвященной отношениям Китая со странами региона.
Что такое формат 17 + 1
Китайская международная площадка для сотрудничества со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Он был основан восемь лет назад в Будапеште. Его цель - поддержать инициативу и проекты «Пояс и след» в области инфраструктуры, транспорта, логистики и энергетики.
Пояс и тропа нацелены на то, чтобы соединить Европу и Азию наземными и водными торговыми путями, следуя модели исторической тропы торговцев шелком. Более 100 стран участвуют в проектах железных дорог, портов и автомагистралей. В Греции, например, в рамках инициативы китайцы купили ключевой порт Пирей, из которого они хотят транспортировать товары по суше по новой железной дороге из Белграда в Будапешт.
Хотя Китай постоянно подчеркивает в дипломатических переговорах важность проекта 17 + 1 для взаимного партнерства. Но многие страны его критикуют. Например, они жалуются, что их бизнесу все еще очень сложно выйти на китайский рынок.
В случае Чешской Республики это, например, экспортер сельскохозяйственной продукции - мяса или кормов. Безуспешные усилия Чехии и Словакии «создают впечатление, что китайская сторона сознательно откладывает подготовленные проекты, чтобы представить их в торжественной обстановке на саммите 17 + 1.
В целом, по словам чешских дипломатов, европейские партнеры Китая сетуют на отсутствие ощутимых результатов в этой инициативе. Переговоры с Пекином непрозрачны и неэффективны. Например, китайская сторона может представить себе транспортировку медицинских устройств грузовыми поездами.
Что такое «скрининг» иностранных инвестиций?
Инструмент для правительств для тщательной проверки прямых инвестиций из-за пределов ЕС. Это инвестиции, которые дают инвестору контроль как минимум над одной десятой акций или соответствующей долей полномочий компании по принятию решений.
Структура, которую должны соблюдать отдельные государства, вытекает из европейского регламента. Реализовать ли механизм и как он будет выглядеть, остается за правительствами отдельных стран.
Уже в апреле этого года Брюссель выпустил обращение, в котором предупредил страны ЕС об опасности того, что их стратегические медицинские компании могут захотеть контролировать иностранные державы, включая Китай.
А в марте прошлого года Европейская комиссия призвала государства-члены принять закон, который ввел бы инструмент для тщательной проверки иностранных инвестиций.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь.