АНТ-40 (СБ) - скоростной бомбардировщик. В КБ Туполева, признан самым массовым серийным самолетом. Впервые в воздух был поднят летчиком-испытателем К.К. Поповым, 7 октября 1934 года.
В серию пошел только весной 1936 г. За годы выпуска СБ постоянно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6656 машин различных модификаций.
Отличные летно-технические характеристики бомбардировщика признавали даже за рубежом. Это был первый советский самолет выпускавшийся по лицензии за пределами СССР. Вариант выпускаемый в Чехословакии оснащался двумя марками двигателей М-100 под 12Ydrs и имел наименованием B.71. Всего B.71 было выпущено 110 экземпляров.
После оккупации Чехословакии вермахтом, активно использовался ВВС Германии и ее союзников.
В Испании самолет сразу окрестили "Катюшкой". На высоте 6000 метров с ее скоростным показателям, истребители противника просто ничего не могли противопоставить.
СБ принимал активное участие в Финской копании начавшейся 30 ноября 1939 года. Из-за здешних климатических условий многие аппараты использовали лыжные шасси. Всего авиационная группировка СССР насчитывала 1839 самолетов.
Первая боевая задача выполненная СБ - бомбардировка столицы Финляндии г. Хельсинки.
Сталинградская битва стала последней операцией где СБ применялся массово. После их полностью сменили более современные Пе-2 и Ту-2.
Несмотря на это до самого Дня Победы СБ использовался как транспортный или курьерский самолет.
Больше информации в моем телеграм канале.