Полнолуние 3 августа отмечено проявлением стихии огня. Свою энергию отдают Солнце во Льве и активный Марс в Овне. Они активные участники всех баталий, взрывов и протестов, которые в ближайшее время не закончатся. Решения, которые сейчас принимаются, слова, которые звучат в конфликтных ситуациях нужно взвешивать и использовать крайне осторожно. Импульсивные решения, продиктованные сильными эмоциями, могут привести к последствиям, на которые человек не рассчитывал.
Лунное затмение два месяца назад было отмечено ДТП с участием Михаила Ефремова. А в это полнолуние его друг Сергей Гармаш ушел из «Современника» громко хлопнув дверью. И если заглянуть в его карту рождения, то увидим аспекты, перекликающиеся с сегодняшним временем. Натальный Южный узел и Черная Луна в Овне усилены соединением с транзитными Марсом и Черной Луной. Это как Марс в квадрате, и даже в кубе. Природная горячность и импульсивность при этом подогреваются до точки кипения.
Сергей Гармаш о себе: «Ребенком и дрался, и стекла бил. Мог уговорить весь класс вместо урока пойти в кино. Спички набивал в дверной замок, чтобы урок сорвать. Одно время у меня даже было два дневника – второй для отметок по поведению. Пару раз из школы исключали…».
В Мхатовскую школу поступал с монологом Мити Карамазова, сказавшего что можно «убить себя от восторга».Без своих эмоций Сергей Гармаш не был бы тем актером, которого знаем по ролям в сериале «Каменская», по фильму «Стиляги», «Выкрутасы», «12», «Движение вверх», по множеству лругих драматических ролей в кино и театре. Он всегда играет на разрыв аорты.
«К чему рассуждать о своих бесах? Чтобы их изгнать? …Если я стану ангелом, я перестану быть артистом».
Присутствие в натальной карте актера Венеры во Льве делает личность обаятельной и притягательной. Венера помогает передать всю гамму чувств и овладеть зрителем, держать зал. А если дополнить ее Ураном, то получим вспыхивающее эмоциональное торнадо.
Это еще одна точка, которую активизировало текущее полнолуние, добавив сил.
“Я заложник своей внешности. Мне не очень верят, что я могу сыграть слабого человека. Ну да, тракторист по пьянке задушил свою жену – значит, Гармаша надо звать”.
“А мне … хотелось бы получать интересные предложения, пробовать то, чего я не пробовал. Понятно, что с моим лицом трудновато сыграть нежного влюбленного, порхающего по жизни. Но я стереотипам сопротивляюсь, как могу: в договоре на «Каменскую» специально, например, было прописано, что мой герой ни разу не наденет милицейскую форму”.
Но есть и другой Гармаш, тонко чувствующий, восприимчивый ко всему талантливому, способный наступить на горло своей неуемной стихии, чтобы учиться и работать с талантливыми режиссерами (Северный узел в Весах, в соединении с Юпитером).
«..Я люблю маленькие роли и никогда от них не отказываюсь – если, конечно, есть что играть. И сейчас на два съемочных дня соглашусь даже охотней, чем на двести, причем без капризов снимусь у неизвестного режиссера, если увижу, что за этой ролькой стоят характер и судьба. Но режиссеров, с которыми меня свела судьба, а не только профессия, я по пальцам пересчитать могу. Абдрашитов, Месхиев, Лунгин, Тодоровский, Вайда, Михалков, Соловьев».
Не случайно актер «может думать, молчать и быть самим собой» в Крыму, в чеховских и волошинских местах. Считает, что «важно уметь делиться, причем, не показно, не назидательно, а просто способом своего существования в жизни». И что, «жив ты будешь, пока не прекратишь учиться».
Южный узел и Черная Луна говорят о прошлом опыте, который либо освоен и человек проходит проверку обстоятельствами, либо опять наступает на старые грабли. Южный узел в Овне это смелость, способность на поступок, вместе с тем проявляется, как вспыльчивость, упрямство, непримиримость. В режиме эмоциональной перегрузки актер принял решение уйти из театра, который был его домом 40 лет. Коллеги высказали мысль, что он хотел сам руководить театром (с 1972-го «Современником» руководила Галина Волчек, ушедшая из жизни в конце прошлого года). Прислали руководителя со стороны, не имевшего никакого отношения к «Современнику» ранее.
Судя по карте, Гармаш может быть очень требовательным к себе и другим, очень страстным, но вряд ли стремящимся к власти ради нее самой. Скорее он будет бороться за справедливость, за то, чтобы сохранить театр времен Галины Волчек, и увлечется борьбой. Упрямо, по-овнински, настаивать, к примеру, на сохранении персонала, как в докризисные дни.
«Осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял — я должен это сделать… Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова», — сказал Гармаш, обратившись к коллегам. Актриса Чулпан Хаматова катастрофы не увидела ни в новом назначении, ни в уход заслуженного артиста из театра: «Есть все шансы сохранить главное, что было в театре, — пульсацию времени и честный разговор со зрителем. Любая труппа рада иметь такого артиста {как Гармаш}. Радости большой нет, но и горя большого нет {из-за его ухода}».
Без капризов снимусь у неизвестного режиссера, если увижу, что за этой ролькой стоят характер и судьба.
Почему же не сработал навык общения с самыми различными режиссерами и выбор был сделан в пользу ухода? Возможно, не хватило харизматичности новому художественному руководителю. Возможно, к руководству театра, который воспринимается актером как свой дом, своя территория, более пристрастное отношение, чем к режиссерам где-то на киносъемочной площадке.
«Не знаю я независимых профессий. Да, актер подчиняется воле режиссера, но если кто-то из актеров скажет: «Если б я сделал по-своему, все было бы хорошо» – это однозначно профнепригодность. Высший пилотаж в том и заключается, что можно придумать роль и тебе скажут: «Гениально!», а пришел на съемочную площадку, и режиссер говорит: «Будем играть все наоборот», – и ты должен сделать это, воплотить, и это должно быть убедительно и прекрасно. Поэтому даже если я не чувствую и не понимаю, чего хочет от меня режиссер, я сделаю то, что ему нужно. Правда, в театре легче – на сцене обычно хватает времени на то, чтобы найти общий язык, а на съемочной площадке заартачишься – сорвешь график».
Поэтому даже если я не чувствую и не понимаю, чего хочет от меня режиссер, я сделаю то, что ему нужно. Правда, в театре легче – на сцене обычно хватает времени на то, чтобы найти общий язык, а на съемочной площадке заартачишься – сорвешь график
Видимо в данный момент найти общий язык не удалось. Слишком ревностное отношение к театру. Если заглянуть в совместную карту с Виктором Рыжаковым, то возможность договориться у них точно была, несмотря на то, что они очень разные. Рыжаков больше нацелен на молодежь, был режиссером-постановщиком, деловые связи - это его стихия, что в кризисные времена немаловажно. Причем, у него есть опыт постановки спектаклей с выездом в зарубежье. Это дает ему некое сходство с многогранной Галиной Волчек - ее театр много гастролировал в других странах.
В карте Гармаша меньше стихии воздуха, больше огня и земли. Более мужской, резкий характер, критичный к себе и другим (Солнце с Плутоном в Деве). Он больше всего актер, знающий «Современник» изнутри, он тяготеет к традициям и харизматичным «тяжеловесам».
«Галина Борисовна Волчек предлагает мне поставить спектакль, но это случится лишь тогда, когда найду пьесу, которую буду чувствовать как себя. Ради надписи на афише: «Режиссер-постановщик – Сергей Гармаш» не хочу». Да, но если нет опыта постановок, то вряд ли предложат работу худрука.
Он мог найти общий язык с новым худруком, как находят пары, притягиваясь своими противоположностями. Возможно, не хватило трезвой оценки себя и обстоятельств, чтобы принять сам факт, что прежнего театра эпохи Галины Волчек не будет, вне зависимости от того, кто придет к руководству. (Инерция Марса в Тельце и Девы с Солнцем и Плутоном). Хотя он точно понял, что если остаться в театре придется меняться вместе с ним. Этого он не захотел. Только сильные эмоции могли вызвать «землетрясение», при котором он смог уйти из театра. А это включает совершенно иной путь дальнейшей жизни. Кто знает, какие задумки воплотятся в жизнь, благодаря образовавшейся пустоте? Главное, чтобы это не переросло в затяжную войну с миром и самим собой.
«Желание снять кино у меня есть, но пока мне хватает сил бить себя по рукам. Я бы хотел написать сценарий. И, наверное, когда-нибудь сделаю попытку. Но для этого надо запереться от всех и пожить в одиночестве месяца три. Идеи есть, нет времени…»
«Режиссура, безусловно, личностная вещь. Режиссура это импульс, это человек, его содержание, его ощущение сегодняшнего дня, его неистовые желания».Возвращаясь к Северному узлу в Весах, освоение которого, как восхождение к вершине, когда страсти, неистовые желания и импульсивные решения перестают быть движущей силой. Для человека, привыкшего жить на адреналине, это как есть несоленую овсянку на воде после ростбифа. Интересный факт из жизни замечательного актера. В фильме «Остров» Павла Лунгина главную роль исполнил Петр Мамонов. Оказывается эту роль режиссер предлагал Сергею Гармашу и получил отказ:
«Я к нему приехал и говорю: «Паша, зачем я тебе, я же в него не верю, не верю! Я буду, говорю, только кровь тебе пить. Я не хочу, я боюсь». А после премьеры я Лунгину сказал: «Паша! Ты должен мне спасибо сказать, потому что я бы никогда не сыграл так, как Петя!» Слово вам даю, это никакое не кокетство».
То, как молился Петр мамонов в фильме невозможно сыграть, это кусочек жизни самого Мамонова. Результат его борьбы со своими страстями. Сыграть в таком фильме, это как сдать экзамен на то, что пройдено и понято в жизни. Мне кажется, это как с фильмами Тарковского, невозможно сыграть, не имея в душе того, о чем он рассказывает. Почему Гармаш побоялся сниматься в фильме «Остров»? Может от понимания, что пока еще нет этого внутреннего смирения своих страстей?
P.S. Цитаты взяты из интервью Сергея Гармаша и фильма «Монолог в 4-х частях».
Дополнительные материалы.
Письмо Сергея Гармаша о своем уходе из театра. По словам актера, принятое решение далось ему очень тяжело. «Кабинет Волчек был разрушен мгновенно. Выпущены «Диалоги», посвященные юбилею Победы, часть высказываний прозвучавших внутри них я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос, и моя память. Это является святым и неприкосновенным — вспомните, с чего начинался «Современник», с «Вечно живых». Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра. А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение. Идет расправа над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни. Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу».
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛИИ АХЕДЖАКОВОЙ СЕРГЕЮ ГАРМАШУ
Серёжа, вот что случилось...
«Идёт расправа над людьми», пронзительные детали твоего ухода из «Современника», мерзкая статья Райкиной в «МК», статья Мищенко (Вася, ау!) о Чулпан Хаматовой, якобы мечтающей захватить театр, открытое твоё письмо к коллегам, очень похожее на донос, и т.д.
И всё это именем Г. Б. Волчек! Серёжа, ты подставлял плечо Галине Борисовне, когда она болела и ей нужна была помощь, но если тебе не нравится интеллигентный и талантливый режиссёр В. Рыжаков и у тебя имеются свои представления, в чьих руках по праву должен оказаться наш театр (наш, а не твой), не стоило «стучать» на него в высоких кабинетах. Не стоило искать единомышленников в труппе и подогревать ненависть, хамство и агрессию, когда театр оказался в такой страшной ситуации из-за проклятой пандемии. И твой "героический" уход из театра на глазах у всего коллектива очень хорошо читался после обращения В. Рыжакова, который озвучил планы театра по меньшей мере на 3 сезона - имена замечательных режиссёров, драматургов, композиторов, которые будут работать с нами, сотрудничество с «БДТ» и театром «Гешер» - работа, работа, работа...
А ты объявил войну и по закону жанра - ты хороший артист! - гордо хлопнул дверью. Я пожелаю тебе всяческого добра. До свидания!
Лия Ахеджакова.