Сегодня я расскажу о книге Эрика Хоффера, американского философа, свободолюбивого человека, который в 7 лет внезапно потерял зрение и до 15 лет был слепым. Он никогда не ходил в школу и вообще не имел образования. По возвращении зрения начал буквально читать все что мог найти. В 18 лет потеряв отца, он много бродяжничал, работал батраком и портовым грузчиком и всегда был беден, а жить предпочитал поблизости от библиотек. Его подлинной страстью были книги и справочники, а основным направлением изучения - массовое сознание и массовое поведение людей. Уникальный человек, об идеях которого я сегодня и хочу рассказать по книге «Человек убежденный».
Начну с того, что читая книгу меня все время посещала мысль: «нет, конечно я так себя не веду и это точно написано не обо мне». Однако впоследствии, на наших разговорах в клубе ШВК я поняла, что все мы, люди убежденные и наше «Я» не принадлежит нам самим, а отдано в различные сферы, другим людям, компаниям, хобби и т.д.
Но, вернёмся к Хофферу.
Для каждого из нас велик соблазн быстрых и больших перемен в жизни. Естественно, возможность подобной перспективы рождает в голове небывалый энтузиазм, который усиливается, когда рядом находятся такие же единомышленники.
Удовлетворённые своей жизнью люди не стремятся к переменам, ведь они могут пошатнуть их стабильность, успех и благополучие, в то время как недовольные - жаждут радикальных изменений.
Хоффер говорит, что сопротивление переменам и жажда перемен берут своё начало в одинаковых взглядах на жизнь.
❓Казалось бы, это абсурд?!
Но, все объясняется достаточно просто. Уверенность в себе никогда не бывает абсолютной, поэтому даже самые счастливые люди на определенную долю процента сомневаются в своих силах, способностях и верят, что их успех - в какой - то мере результат благоприятного стечения обстоятельств.
У неудачников во всем всегда виноват окружающий мир и внешние причины. Зачастую люди испытывают страх перед окружающим миром, превращая свою жизнь в ежедневную рутину и таким образом, заглушая неуверенность в себе и ощущение опасности. Они не думают о переменах, а даже боятся их. Люди, обладающие внутренней силой, стрежнем, принципами, властью часто используют ее для поддержания определенного статуса и совсем не стремятся к переменам. Поэтому для любых преобразований и новшеств в жизни необходимо зажечь страстную надежду и веру в светлое и лучшее будущее. Человек с необузданной надеждой способен черпать силу из любого источника: слова, символа, лозунга и проявлять безрассудную смелость.
Поэтому переменам подвержены именно те, кто охвачен дикой надеждой на успех в будущем, причём независимо от своего текущего статуса и положения. В любом случае, такие люди уже настоящее не берегут и разрушают его, создавая новый мир.
Таким образом, говоря языком Хоффера: «Для того чтобы броситься с головой в предприятие, связанное с большими переменами, люди должны быть крайне неудовлетворенными, не очень бедными и иметь такое чувство, что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождем или новыми методами, они получают доступ к источнику всесокрушающей силы. Одновременно они должны иметь преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего. И наконец, они должны быть совершенно несведущими в трудностях, связанных с их предприятием. Опыт в этом случае — помеха».
А ведь действительно, мы начинаем какое-то кардинально новое для себя дело, когда охвачены огромной надеждой на успех, как правило, имеем учителей, рекламирующих новый и лучший мир, внушающих надежды на процветание и благополучие в будущем. И естественно мы даже не подозреваем обо всех подводных камнях, которые могут возникнуть на пути, иначе бы, возможно, и не пустились в рискованное предприятие.
Если подумать, то многие финансовые пирамиды, фондовые рынки, даже лотереи, рекламные компании и другие предприятия строятся по этому принципу, даруя нам надежду на прекрасное будущее, заставляя рисковать в настоящем и с головой нырять в неизвестный омут.
Хоффер подчёркивает отличие массового движения и практической деятельности. Первое привлекает тех, кто мечтает освободиться от своего нежеланного «Я», удовлетворяя их страсть к самоотверженности. А практическая деятельность напротив направлена на продвижение личности, ее карьеры или интересов.
Таким образом, убегая от собственного «Я», потеряв веру в свои силы и возможности, человек начинает искать новый источник веры и часто им становится «священное дело».
Массовые движения дают надежду в будущем тем, для кого настоящее уже не доставляет никакого удовольствия, а также придают ценность и значение лишённой смысла жизни. Именно поэтому соединение со «священным делом» всегда так горячо и страстно.
Исторически массовые движения проявлялись в религиозной, революционной или националистической форме. Причём они являются взаимозаменяемыми. Например, религиозное движение может перетечь в националистическое, поскольку и то, и другое, привлекает людей одного и того же образа мышления.
❓Какие же они, неудовлетворённые люди, склонные к объединённым действиям?
Хоффер выделяет несколько категорий:
1️⃣ бедняки;
2️⃣ неудачники;
3️⃣ изгнанники;
4️⃣ меньшинства;
5️⃣ подростки;
6️⃣ честолюбцы;
7️⃣ одержимые пороками или навязчивыми идеями;
8️⃣ импотенты (умственные или физические);
9️⃣ эгоисты;
1️⃣0️⃣ скучающие;
1️⃣1️⃣ грешники.
Ниже вкратце расскажу о каждом типе неудовлетворённых людей.
✳️ Новые бедняки.
Не все бедняки недовольны своей жизнью. Некоторые, кто привык и достаточно долго живет так, уже становятся инертными и не желают большего. Их жизнь подчинена борьбе за выживание, что освобождает отверженных от чувства бесцельности собственной жизни. Недовольными, как правило, являются новые бедняки, чья бедность относительно недавняя и память о лучших временах ещё слишком свежа. Мне думается, что сейчас как раз может появиться некоторое количество таких людей, кто потерял бизнес, работу, материальные блага в период изоляции. Массовое движение в период своего подъема дает им надежду на скорый успех, что подвигает людей к активным действиям.
✳️ Свободные бедняки.
Для человека, лишённого талантов, способностей сделать что-то для себя, свобода - это тяжкое бремя. Он стремится к массовому движению, чтобы избежать личной ответственности. Думаю, каждый в своей жизни сталкивался с желанием уйти от ответственности и затеряться в большой группе людей, чтобы в случае чего, не отвечать за последствия своих поступков. Таким образом, приверженцы массового движения ощущают себя освобождёнными, хотя и подчиняются строгим приказам.
✳️ Творческие бедняки.
Творческие личности в период расцвета не испытывают неудовлетворённости, даже если они бедны. Но по мере угасания вдохновения они начинают проявлять склонность к массовым движениям, становясь страстными патриотами, проповедниками, расистами и т.д.
✳️ Объединённые бедняки.
Бедняки в рамках сплочённого племени или группы практически не испытывают неудовлетворённости. Поэтому, для вовлечения в массовое движение, необходимо разрушить сплоченность и тесные связи внутри такой группы. Ведь идеальный кандидат - это одинокий человек без своего коллектива, в котором он растворяется и маскирует свою личную никчемность. Интересно, что массовые движения в активной фазе в том числе были нацелены против семьи. Это относится и к религиозным, и к революционным движениям. Хоффер по этому поводу приводит несколько примеров из раннего христианства, политики Гитлера и колониальных держав.
Таким образом наиболее благоприятная почва для распространения массовых движений - это коллективное общество, находящееся в состоянии разложения. И здесь интересное сравнение автор приводит с армейским коллективом. В действующей армии со строгими законами, уставом и единым коллективом не появляется религиозного или национального движения. С другой стороны, человек, только что вышедший из армии (например, как ветеран или пенсионер) - идеальный кандидат для таких движений, поскольку он чувствует себя одиноким и потерянным в гражданской жизни, он мечтает о новом порядке, товариществе и свободе от личной ответственности.
✳️ Не на своём месте.
К этой группе относятся те люди, которые в силу отсутствия таланта или умственных/физических недостатков не могут реализовать в жизни свою мечту, делать то, к чему стремятся всей душой. Поэтому они вечно гонимы недовольством собой и полученным результатом, никак не могут остановиться, утолить свою вечную жажду.
✳️ Эгоисты.
Эгоисты очень остро переживают разочарование, среди них много фанатиков, потерявших веру в себя из-за врожденных недостатков или вследствие внешних обстоятельств. Поэтому, направляя его на служение «священному делу», они отдаются ему со всей самоотверженностью.
✳️ Честолюбцы.
Как известно, человек часто проявляет слабость перед кажущимися неограниченными возможностями. Тогда все, что он имеет в текущий момент, кажется ему ничтожным, по сравнению с тем, что он должен сделать и может получить. Такое честолюбие можно встретить в азартных играх, на золотых приисках, завоеваниях земель и т.д. Стремительный карьерный взлёт также часто способствует неудовлетворённости, поскольку порождает постоянное желание обладать все большей властью и материальными благами.
✳️ Меньшинства.
Меньшинство, которое стремиться слиться с большинством, всегда ощущает себя «белой вороной», чужаком, пытается противостоять предрассудкам и испытывает дискриминацию. Внутри такого меньшинства наибольшую неудовлетворенность испытывают самые преуспевающие и самые неудачливые его члены. Таким образом именно они наиболее подвержены влияниям массовых движений.
Успешное и благополучное меньшинство, обладающее богатством и славой, уже не стремится к ассимиляции с большинством, поскольку тогда оно утратит свою незаурядность, элитарность.
✳️ Скучающие.
Главный источник скуки - сознание бессмысленности своего существования. Скучающие люди надоели сами себе и не имеют всепоглощающего их дела. Зачастую это старые девы, женщины переходного возраста, уставшие от брачной рутины. Интересно, что Гитлер использовал таких дам высшего света, жаждущих приключений, скучающих от пустой жизни в своих целях, принимая их финансовую поддержку.
✳️ Грешники.
В массовое движение от неполноценной жизни бегут и пострадавший, и причинивший страданиями. Последний, мучимый угрызениями совести, в полном самоотречении находит своеобразный акт искупления греха. Здесь массовое движение выступает как лекарство от поразившей человека болезни. Причём преступник, отдавая себя «священному делу» скорее готов рисковать и идти на крайности, чем те, кто ещё верит в ценность жизни. Массовое движение предлагаем ему возможность искупить свою вину, совершить акт покаяния.
❓Вот и возникает вопрос, а кто же является основной движущей силой массовых движений?
Тут явно есть над чем поразмыслить...
В следующей статье предлагаю поговорить о самопожертвовании, объединяющих факторах массовых движений и их фазах.
❓А как Вы считаете, что толкает человека становиться участником различных обществ, групп, движений?
❓❓Часто ли Вы испытываете скуку, разочарование в повседневной жизни и жаждете перемен?
❓❓❓Часто ли Вы меняете что-то в своей жизни: работу, партнеров, хобби и приносит ли эта перемена желаемый результат или только усиливает разочарование?