Найти тему
Романтика окраин

Весенняя станция Северный пост и окрестности

Я очень нежно люблю эту пустынную ныне промышленную станцию неподалёку от Карачарова и её уютное окружение. Я уже показывал как она выглядела золотой осенью 2018-го, когда она уже умирала. В начале марта мне захотелось запечатлеть её ранней весной, когда на деревьях ещё нет никакой листвы.

Впечатление осталось довольно тягостное. Там и по сей день царит убаюкивающая тишина, разбавляемая лишь шелестом шагов редких прохожих, но общее впечатление тотальной заброшенности и дестроя, учинённого за прошедший год вандалами и любителями цветного лома, конечно, сильно удручает и позитива не добавляет. Какое будущее ждёт её - покрыто туманом. Предприятия, которые она обслуживала уже канули в лету или же перестали, как "Москабельмет" её использовать, РЖД же её не задействует никак, хотя формально она, насколько можно судить, не закрыта. Где-то проскакивал слух, что в будущем её могут задействовать для обслуживания поездов, которые будут иметь конечную на станции Карачарово, но это был только слух, который может не иметь вообще ничего общего с истиной. Но даже, если и имеет, то в таком случае от её былой тёплой и ламповой атмосферы не останется и следа.

Давайте посмотрим, какая она сейчас. И заодно осмотрим окрестности, где тоже сосредоточено немало интересностей.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

1. Неподалёку от платформы Андроновка откуда я начал свой поход, расположен вот такой вот уютный домик 1932-го года с адресом 5/1 по шоссе Фрезер. Не знаю уж почему, но он мне очень нравится. Вероятнее всего, он был построен, как общага для рабочих расположенного рядом теперь уже бывшего Московского завода режущих инструментов «Фрезер». Подтверждения этому у меня нет, но уверен, что моя гипотеза не лишена смысла.
1. Неподалёку от платформы Андроновка откуда я начал свой поход, расположен вот такой вот уютный домик 1932-го года с адресом 5/1 по шоссе Фрезер. Не знаю уж почему, но он мне очень нравится. Вероятнее всего, он был построен, как общага для рабочих расположенного рядом теперь уже бывшего Московского завода режущих инструментов «Фрезер». Подтверждения этому у меня нет, но уверен, что моя гипотеза не лишена смысла.
2. Косвенным подтверждением можно считать тот факт, что сам Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени М.И.Калинина основан в том же 1932 году. И являлся до поры одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Завод специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе малогабаритного инструмента для часовой и приборостроительной промышленности. С 1953 выпускал специальные станки для инструментальной промышленности. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). В 2004 году закрыт и распродан под различные офисы.
2. Косвенным подтверждением можно считать тот факт, что сам Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени М.И.Калинина основан в том же 1932 году. И являлся до поры одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Завод специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе малогабаритного инструмента для часовой и приборостроительной промышленности. С 1953 выпускал специальные станки для инструментальной промышленности. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). В 2004 году закрыт и распродан под различные офисы.
3. Занимателен этот дом ещё и тем, что со стороны фасада здания большинство подъездов не используются для входа, являясь "чёрными", кроме одного.
3. Занимателен этот дом ещё и тем, что со стороны фасада здания большинство подъездов не используются для входа, являясь "чёрными", кроме одного.
4. Въезд на территорию ГСК «Нижегородец».
4. Въезд на территорию ГСК «Нижегородец».
5. Ещё один уютный квартальчик домов конца 50-х - начала 60-х годов. Типичный рабочий "спальник" старой промышленной Москвы.
5. Ещё один уютный квартальчик домов конца 50-х - начала 60-х годов. Типичный рабочий "спальник" старой промышленной Москвы.
6. Детальки.
6. Детальки.
7. Старый указатель пожарного крана на стене, когда-то в нём имелась подсветка. Таких в городе осталось совсем немного.
7. Старый указатель пожарного крана на стене, когда-то в нём имелась подсветка. Таких в городе осталось совсем немного.
8.
8.
9. Шоссе Фрезер в сторону платформы Андроновка. А станция Андроновка с пунктом обслуживания Ласточек располагается слева за гаражами.
9. Шоссе Фрезер в сторону платформы Андроновка. А станция Андроновка с пунктом обслуживания Ласточек располагается слева за гаражами.
10.
10.
11. Перенесёмся на другую сторону Окружной на задворки района Лефортово и пойдём вдоль насыпи перегона Андроновка - Северный пост. Справа какая-то складская база.
11. Перенесёмся на другую сторону Окружной на задворки района Лефортово и пойдём вдоль насыпи перегона Андроновка - Северный пост. Справа какая-то складская база.
12. И вот мы на насыпи. Вид в сторону МОЖД (МЦК). Входной светофор Андроновки.
12. И вот мы на насыпи. Вид в сторону МОЖД (МЦК). Входной светофор Андроновки.
13. Выходим к ТПУ "Нижегородская" (Карачарово), который открылся 27 марта. На фото он ещё в процессе строительства. ТПУ объединил в себе станцию метро "Нижегородская" Некрасовской и Большой Кольцевой линий метро, платформы МЦК "Нижегородская" и одноимённой платформы Горьковского направления (в прошлом - "Карачарово").
13. Выходим к ТПУ "Нижегородская" (Карачарово), который открылся 27 марта. На фото он ещё в процессе строительства. ТПУ объединил в себе станцию метро "Нижегородская" Некрасовской и Большой Кольцевой линий метро, платформы МЦК "Нижегородская" и одноимённой платформы Горьковского направления (в прошлом - "Карачарово").
14. Покрупнее.
14. Покрупнее.
15. Вид Горьковского хода в сторону Курского вокзала. Справа - ветвь на Северный пост.
15. Вид Горьковского хода в сторону Курского вокзала. Справа - ветвь на Северный пост.
16.
16.
17. Некоторое время назад с Горьковского хода была уложена стрелка к Северному посту. Пролежала она недолго, сейчас её зачем-то вновь разобрали. Впереди, где насыпано много щебня как раз и была уложена эта стрелка. Раньше здесь располагался блок-пост 5-км и шла прямая ветка к станции Москва-Товарная-Курская, она была ликвидирована при строительстве третьего главного пути на Горьковском направлении. Я подробнее расскажу об этом в другом посте.
17. Некоторое время назад с Горьковского хода была уложена стрелка к Северному посту. Пролежала она недолго, сейчас её зачем-то вновь разобрали. Впереди, где насыпано много щебня как раз и была уложена эта стрелка. Раньше здесь располагался блок-пост 5-км и шла прямая ветка к станции Москва-Товарная-Курская, она была ликвидирована при строительстве третьего главного пути на Горьковском направлении. Я подробнее расскажу об этом в другом посте.
18. Справа база хранения реагентов ГУП «Доринвест» и железнодорожная эстакада для разгрузки вагонов-хопперов, соединённая с Северным постом. На переднем плане сооружаемая вентшахта служебной ветви в будущее депо "Нижегородское" Большой кольцевой линии метро.
18. Справа база хранения реагентов ГУП «Доринвест» и железнодорожная эстакада для разгрузки вагонов-хопперов, соединённая с Северным постом. На переднем плане сооружаемая вентшахта служебной ветви в будущее депо "Нижегородское" Большой кольцевой линии метро.
19. Бывший тупик.
19. Бывший тупик.
20. А вот для сравнения как это место выглядело летом 2017-го года. Тогда на станции Северный пост ещё теплилась жизнь. История появления станции неразрывно связана с заводами "Серп и Молот" и "Кристалл": 

Металлургический завод французского предпринимателя Ю. Гужона был основан в 1883 году. С самого начала работы предприятие активно использовало железнодорожные пути. Так, станция Москва-товарная-Курская долгое время являлась отгрузочной для завода. Также была развита сеть внутренних подъездных путей, в том числе узкоколейных. На территорию завода был проведен подъездной путь от станции Андроновка Окружной железной дороги. На границе участка "общего пользования" и ведомственных путей завода была сооружена станция Северный Пост, которая впоследствии стала обслуживать крупную промзону. 

В 1901 году на берегу Яузы был построен Московский казенный винный склад № 1, впоследствии ставший знаменитым заводом "Кристалл". К нему была подведена железнодорожная линия, которая прошла насквозь через металлургический завод. В 1922 году заводу было присвоено название "Серп и молот", он стал одним из крупнейших предприятий Москвы... В 1990-2000-х годах объем выпускаемой продукции значительно снизился, а в 2011 году работа вовсе была прекращена. Постепенно внутренние железнодорожные линии были заброшены. В 2012 году также прекратила свою работу линия на завод "Кристалл". Сейчас территория завода "Серп и молот" частично сдается в аренду, частично простаивает на воздухе, постройки доживают свой век, а подъездной путь находится в полузаброшенном состоянии. В 2015 году планируется начать возведение офисных и жилых зданий на бывшей территории завода, в связи с чем остатки железнодорожных линий будут разобраны (по факту уже началось, часть территории уже застроена - прим. моё).

(Источник: http://kirillfedorov4.livejournal.com/4485.html)
20. А вот для сравнения как это место выглядело летом 2017-го года. Тогда на станции Северный пост ещё теплилась жизнь. История появления станции неразрывно связана с заводами "Серп и Молот" и "Кристалл": Металлургический завод французского предпринимателя Ю. Гужона был основан в 1883 году. С самого начала работы предприятие активно использовало железнодорожные пути. Так, станция Москва-товарная-Курская долгое время являлась отгрузочной для завода. Также была развита сеть внутренних подъездных путей, в том числе узкоколейных. На территорию завода был проведен подъездной путь от станции Андроновка Окружной железной дороги. На границе участка "общего пользования" и ведомственных путей завода была сооружена станция Северный Пост, которая впоследствии стала обслуживать крупную промзону. В 1901 году на берегу Яузы был построен Московский казенный винный склад № 1, впоследствии ставший знаменитым заводом "Кристалл". К нему была подведена железнодорожная линия, которая прошла насквозь через металлургический завод. В 1922 году заводу было присвоено название "Серп и молот", он стал одним из крупнейших предприятий Москвы... В 1990-2000-х годах объем выпускаемой продукции значительно снизился, а в 2011 году работа вовсе была прекращена. Постепенно внутренние железнодорожные линии были заброшены. В 2012 году также прекратила свою работу линия на завод "Кристалл". Сейчас территория завода "Серп и молот" частично сдается в аренду, частично простаивает на воздухе, постройки доживают свой век, а подъездной путь находится в полузаброшенном состоянии. В 2015 году планируется начать возведение офисных и жилых зданий на бывшей территории завода, в связи с чем остатки железнодорожных линий будут разобраны (по факту уже началось, часть территории уже застроена - прим. моё). (Источник: http://kirillfedorov4.livejournal.com/4485.html)
21. А вот и начало Северного поста.
21. А вот и начало Северного поста.
22. Пешеходный тоннельчик под путями.
22. Пешеходный тоннельчик под путями.
23. Наката давно нет. На части путей складируется что-то непонятное.
23. Наката давно нет. На части путей складируется что-то непонятное.
24. А раньше здесь стояли вагоны....
24. А раньше здесь стояли вагоны....
25. Вот они на фото лета 2017-го...
25. Вот они на фото лета 2017-го...
26. Какое-то промышленное здание 1952-го года. Ныне надпись гласит, что это Институт торгового оборудования.
26. Какое-то промышленное здание 1952-го года. Ныне надпись гласит, что это Институт торгового оборудования.
27. Тут сохранился действующий мачтовый светофор.
27. Тут сохранился действующий мачтовый светофор.
28. А вот карликовый только кажется, что действует. На самом деле он погашен. Но выглядит занятно.
28. А вот карликовый только кажется, что действует. На самом деле он погашен. Но выглядит занятно.
29. Запустение. Только какие-то работяги (похоже, строители) курили на завалинке и доставали криками, что ходить тут, мол, нельзя. Стратегический объект, ага!
29. Запустение. Только какие-то работяги (похоже, строители) курили на завалинке и доставали криками, что ходить тут, мол, нельзя. Стратегический объект, ага!
30. Единственный входной светофор на станцию погашен.
30. Единственный входной светофор на станцию погашен.
31. А в 2017-м всё ещё было по-другому...
31. А в 2017-м всё ещё было по-другому...
32.
32.
33. Теперь настали другие времена.
33. Теперь настали другие времена.
34. Погашенный, видимо, навсегда входной.
34. Погашенный, видимо, навсегда входной.
35. И все манёвровые вдали погашены.
35. И все манёвровые вдали погашены.
36. Хотя ещё недавно они все действовали. Здесь уже "похозяйничали" вандалы и цветметчики. Все устройства СЦБ разломаны и безжалостно разворованы.
36. Хотя ещё недавно они все действовали. Здесь уже "похозяйничали" вандалы и цветметчики. Все устройства СЦБ разломаны и безжалостно разворованы.
37. Для сравнения - фото лета 2017-го.
37. Для сравнения - фото лета 2017-го.
38. Печальные гиганты ушедших лет.
38. Печальные гиганты ушедших лет.
39. Как они прекрасны в сравнении с современными стальными и светодиодными!
39. Как они прекрасны в сравнении с современными стальными и светодиодными!
40. За забором - площадка «Кабельная» филиала «Восточный» ГУП «Мосгортранс». Проще говоря, автобусный парк.
40. За забором - площадка «Кабельная» филиала «Восточный» ГУП «Мосгортранс». Проще говоря, автобусный парк.
41. Ржавеющие и поросшие бурьяном и молодыми деревцами стрелки. Они здесь очень живописные.
41. Ржавеющие и поросшие бурьяном и молодыми деревцами стрелки. Они здесь очень живописные.
42. Взгляд назад.
42. Взгляд назад.
43. Летом это место выглядит очень пасторально.
43. Летом это место выглядит очень пасторально.
44.
44.
45. Справа главный путь на Андроновку. Эдакая важнейшая артерия, которая всё ещё соединяет эту пустынную станцию с внешним миром.
45. Справа главный путь на Андроновку. Эдакая важнейшая артерия, которая всё ещё соединяет эту пустынную станцию с внешним миром.
46. Справа начинается территория бывшей Перовской нефтебазы, слева - территория Московского завода автоматических линий и специальных станков. Вдали тускло светит ещё один последний на этой станции работающий светофор. Он расположен у стрелки, соединяющей главный путь с остальным кустом.
46. Справа начинается территория бывшей Перовской нефтебазы, слева - территория Московского завода автоматических линий и специальных станков. Вдали тускло светит ещё один последний на этой станции работающий светофор. Он расположен у стрелки, соединяющей главный путь с остальным кустом.
47. Взгляд назад. Где-то в зарослях должен прятаться ещё и бывший подъездной завода автоматических линий и специальных станков.
47. Взгляд назад. Где-то в зарослях должен прятаться ещё и бывший подъездной завода автоматических линий и специальных станков.
48. То, что осталось от ящичка СЦБ.
48. То, что осталось от ящичка СЦБ.
49. Взгляд назад.
49. Взгляд назад.
50. Стрелка с главного пути на остальные. Последний чудом сохранившийся действующий в этой части станции светофор.
50. Стрелка с главного пути на остальные. Последний чудом сохранившийся действующий в этой части станции светофор.
51. Летний вариант.
51. Летний вариант.
52. Взгляд назад. Слева остатки одного из подъездных путей нефтебазы.
52. Взгляд назад. Слева остатки одного из подъездных путей нефтебазы.
53. Слева в станцию упирается Перовский проезд. Про эти края я тоже потом расскажу.
53. Слева в станцию упирается Перовский проезд. Про эти края я тоже потом расскажу.
54. А с другой стороны 1-й Кабельный проезд. Здесь расположен въезд на территорию бывшей нефтебазы. Сейчас на её территории только метростроевская площадка. Но сохранилось вот это прекрасное здание. Официально нефтебаза всего лишь "законсервирована", на самом деле её уже, разумеется, нет.
54. А с другой стороны 1-й Кабельный проезд. Здесь расположен въезд на территорию бывшей нефтебазы. Сейчас на её территории только метростроевская площадка. Но сохранилось вот это прекрасное здание. Официально нефтебаза всего лишь "законсервирована", на самом деле её уже, разумеется, нет.
55. Справа в кустах светофор второго подъездного пути бывшей нефтебазы.
55. Справа в кустах светофор второго подъездного пути бывшей нефтебазы.
56. Словно бы спрашивает: "За что?"
56. Словно бы спрашивает: "За что?"
57. Подъездной нефтебазы. Давно уже не действует.
57. Подъездной нефтебазы. Давно уже не действует.
58. Успел прилично зарасти.
58. Успел прилично зарасти.
59.
59.
60. Тотальный вандализм.
60. Тотальный вандализм.
61. Тут чудом уцелела одна линза.
61. Тут чудом уцелела одна линза.
62. Бывший теперь подъездной путь завода «Москабельмет».
62. Бывший теперь подъездной путь завода «Москабельмет».
63. Потихоньку зарастает.
63. Потихоньку зарастает.
64. Переезд недавно был закатан в асфальт, но асфальт штука недолговечная, поэтому всё вернулось на круги своя. Впрочем, поезда здесь всё равно уже давно не ходят.
64. Переезд недавно был закатан в асфальт, но асфальт штука недолговечная, поэтому всё вернулось на круги своя. Впрочем, поезда здесь всё равно уже давно не ходят.
65. При этом на заводской территории уже длительное время без дела стоит неиспользуемый заводской локомотив ТГМ.
65. При этом на заводской территории уже длительное время без дела стоит неиспользуемый заводской локомотив ТГМ.
66. Вид в сторону шоссе Энтузиастов.
66. Вид в сторону шоссе Энтузиастов.
67.
67.
68. Когда-то здесь стояли вагоны.
68. Когда-то здесь стояли вагоны.
69. Летом 2017-го, например, стояли.
69. Летом 2017-го, например, стояли.
70. А теперь здесь пустота. Вдоль станции сохранилось несколько старых деревянных телеграфных столбиков.
70. А теперь здесь пустота. Вдоль станции сохранилось несколько старых деревянных телеграфных столбиков.
71. Город неумолимо наступает.
71. Город неумолимо наступает.
72. Погашенный манёвровый.
72. Погашенный манёвровый.
73. А вот то, что у него внутри. Даже одна лампочка каким-то чудом уцелела.
73. А вот то, что у него внутри. Даже одна лампочка каким-то чудом уцелела.
74. Горловина станции.
74. Горловина станции.
75.
75.
76. За воротами когда-то была территория завода "Серп и Молот". Там имелось своё огромное путевое хозяйство. А за территорией путь ещё и уходил дальше на бывший завод "Кристалл". Теперь всё это в прошлом.
76. За воротами когда-то была территория завода "Серп и Молот". Там имелось своё огромное путевое хозяйство. А за территорией путь ещё и уходил дальше на бывший завод "Кристалл". Теперь всё это в прошлом.
77. Милые детали прошлого.
77. Милые детали прошлого.
78. Затем я отправился на проезд завода Серп и Молот. Здесь собственно и был гигант московской и отечественной вообще металлургической промышленности - СиМ. Часть цехов пока ещё стоят...
78. Затем я отправился на проезд завода Серп и Молот. Здесь собственно и был гигант московской и отечественной вообще металлургической промышленности - СиМ. Часть цехов пока ещё стоят...
79. Памятник былой громадной внутризаводской железнодорожной инфраструктуре.
79. Памятник былой громадной внутризаводской железнодорожной инфраструктуре.
80. Теперь тут т.н. жилой квартал Свобода. Свобода от производства, свобода потребления.
80. Теперь тут т.н. жилой квартал Свобода. Свобода от производства, свобода потребления.
81.
81.
82. Остатки былого.
82. Остатки былого.
83.
83.
84. Жилой квартал в стиле конструктивизма – «Жилмассив ВЭИ». Построен в конце 1920-х годов для аспирантов и преподавателей Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). П-образные корпуса с ленточными окнами, вертикальным остеклением лестничных клеток и достроенных в более позднее время столбами под балконами замыкают обширный район бывшего "Электрогородка".
84. Жилой квартал в стиле конструктивизма – «Жилмассив ВЭИ». Построен в конце 1920-х годов для аспирантов и преподавателей Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). П-образные корпуса с ленточными окнами, вертикальным остеклением лестничных клеток и достроенных в более позднее время столбами под балконами замыкают обширный район бывшего "Электрогородка".
85.
85.
86.
86.
87. Краснокурсантская площадь. Начало Золоторожского вала. Слева руины всё того же бывшего гиганта СиМа.
87. Краснокурсантская площадь. Начало Золоторожского вала. Слева руины всё того же бывшего гиганта СиМа.
88.
88.
89. Золоторожский вал.
89. Золоторожский вал.
90. Деталь ограды завода.
90. Деталь ограды завода.
91. С виду всё на месте, но на самом деле за этой стеной по сути уже ничего нет.
91. С виду всё на месте, но на самом деле за этой стеной по сути уже ничего нет.
92. Бывший ОАО «Золоторожский хлеб». Здесь больше никогда не будет витать аромат свежего хлеба.
92. Бывший ОАО «Золоторожский хлеб». Здесь больше никогда не будет витать аромат свежего хлеба.
93. И его бывшая проходная 1935-го года. В ожидании очередных человейников.
93. И его бывшая проходная 1935-го года. В ожидании очередных человейников.
94. Бывший переезд подъездного пути, который, выйдя за территорию "СиМ"а, шёл дальше на "Кристалл". Про его остатки я ещё также поведаю отдельно. Вообще у меня много материалов про этот район, так что в ближайшее время будет цикл про эти края.
94. Бывший переезд подъездного пути, который, выйдя за территорию "СиМ"а, шёл дальше на "Кристалл". Про его остатки я ещё также поведаю отдельно. Вообще у меня много материалов про этот район, так что в ближайшее время будет цикл про эти края.
95. И одинокий светофор за воротами на поросшей леском территории завода.
95. И одинокий светофор за воротами на поросшей леском территории завода.
96.
96.
97. Золоторожский проезд. Уютная улочка, но слева уже возводится очередной человейник или бизнес-центр. Так что скоро от былого уюта не останется и следа.
97. Золоторожский проезд. Уютная улочка, но слева уже возводится очередной человейник или бизнес-центр. Так что скоро от былого уюта не останется и следа.
98. А вот и платформа Серп и Молот, конечный пункт прогулки. Нужно было ехать домой.
98. А вот и платформа Серп и Молот, конечный пункт прогулки. Нужно было ехать домой.

Так что на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание! Будьте здоровы и живите богато!

А продолжение про эти края читайте
здесь.

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по записям, относящимся к теме:

> Весенняя станция Северный пост и окрестности
> Волочаевская улица и окрестности
> Завод "Кристалл" и окрестности
> Летопись ускользающего: Москва-Товарная-Курская. Часть 1-я
> Летопись ускользающего. Часть 2-я: Москва-Товарная-Курская - Москва-Пассажирская-Курская
> Завод «Красный путь»
> Тёплый июньский денёк в Рогожском посёлке