Хорошо бы учить детей жить в реальном, а не черно-белом мире, в котором очень четкое разделение между тем, что такое хорошо и что такое плохо (по заветам Владимира, который Маяковский). Просто, когда детей учат, допустим, что никогда не нужно врать, то есть что врать нехорошо, взрослые же подразумевают: «Не ври!». Точка, ну, то есть восклицательный знак. И к этому еще прочие безапеляционные фразы, вроде: «Все могу простить, но ложь – нет!».
А потом дети вырастают по-тихоньку и начинают понимать, что просто невозможно жить, говоря одну чистую правду. Об этом ведь еще Достоевский намекнул в своем "Идиоте" - что человек, который никогда не врет, мягко говоря, странноватый.
Ведь бывает, например, ложь во спасение (причем как спасения кого-то, так и себя). Бывает, что иногда можно было бы и приврать, чтобы не обидеть. Да и что сама эта «чистая правда» - понятие ну очень относительное.
В одной притче братья отправились искать правду по всему свету и нашли ее, вот только подъехали к ней с разных сторон. Поэтому каждый увидел только часть правды. А, вернувшись домой, каждый стал доказывать, что именно его истина единственно верная. Да так они все распалились, что буквально друг друга перебили. Еще и детям своим строго наказали продолжать бороться за правду.
Так что правда - она вещь такая, как и все в мире, относительная. Поэтому же все время абсолютно честным для всех быть невозможно. Да, и, в конце концов, просто врется иногда. Это не означает, что врать - хорошо. Нет, конечно. Но жизнь - она сложная, тут не бывает только черного и только белого, или сплошь положительных и отрицательных героев, как в сказках или в сериалах.
Когда ребенок все это начинает понимать, ему – уже не ребенку, но еще и не сформировавшейся личности – сложно становится понять – а есть ли такие правила, которые реально нужно соблюдать? Ведь он уже замечает, что и его родители, мягко говоря, не ангелы. Он видит, что они тоже могут соврать в самых разных ситуациях, хотя от него требуют кристалльной честности постоянно.
Этот диссонанс рождает мучительный вопрос: а где она вообще – эта черта, за которую переступать нельзя ни в коем случае? Ребенок искренне перестает это понимать. Родители в этом вопросе, чаще всего не помогают. Им все еще сложно перестроиться с воспитания малыша, который еще не способен различать полутона, на честный разговор со взрослеющей личностью.
И если в этот момент окажется рядом человек, который начнет влиять на неокрепшие мозги, и будет говорить и говорить, что какие-то непозволительные вещи делать можно (вливать яд в уши, прям как Клавдий из «Гамлета»), то постепенно у взрослеющего ребенка сложится впечатление, что так и должно быть. А все разговоры родителей, ну, это просто как фраза: «Никогда не ври мне!» - то есть за гранью фантастики. Так, сказочка одна.
Поэтому, говоря о том, что нужно учить детей жить в реальном мире, я имею в виду, что надо им рассказывать об этом реальном мире, а не о том только (хотя и об этом тоже), каким он должен был бы быть. Чтобы они понимали, с чем им придется столкнуться и знали, как этому противостоять. Чтобы они понимали разницу между тем, что человек не может быть идеальным, и тем, каким он все же быть не должен. Как-то так.