Найти в Дзене
АвтоСлучай!

Что важнее для разгона, мощность или крутящий момент мотора?

На каждом автомобильном форуме есть подобная ветка, где происходят споры, порой ожесточенные, что же важнее для разгона, мощность мотора или его крутящий момент. Для того, чтобы однозначно сказать, что более необходимо для разгона, нужно понимать, что и с чем мы сравниваем. Разберемся во всем простым языком, без математических формул, они тут вовсе и не к чему.

Мощность двигателя, это не просто объем проделываемой работы за единицу времени, как постоянно пишут на тех же самых форумах. Обычно, показатель мощности двигателя - это максимальное усилие, которое развивает мотор, но достигается эта мощность не сразу. Она доступна лишь на определенных оборотах, например с 4500 до 6500 тыс. об/мин.

Мощность - это самый важный показатель, потому как, чем больше мощность мотора, тем сильнее может разогнаться автомобиль. Но что же тогда такое крутящий момент?

Крутящий момент - это, непосредственно, сила прилагаемая для вращения коленчатого вала (и маховика). Проще - чем выше крутящий момент, тем быстрее достигается максимальная мощность двигателя.

Если уж совсем просто, то мощность - это максимальный вес, который может поднять штангист, а крутящий момент - это скорость, с которой он может поднять этот вес.

Так что же в итоге важнее для разгона?

Важнее, наверное, время, а точнее, как скоро мы получаем максимальную мощность и как долго она доступна, а зависит это от "полки" крутящего момента. Чем шире полка крутящего момента и чем скорее он достигается, тем скорее двигатель развивает максимальную мощность и дольше ее удерживает, тем самым быстрее разгоняя автомобиль. Максимальная мощность двигателя - это его потенциал, а максимальный крутящий момент и полка его доступности (протяженность оборотов, на которых доступен максимальный крутящий момент) - это раскрытие потенциала двигателя.

-2

Если со светофора заедут два автомобиля с одинаковой массой, габаритами и обтекаемостью кузова, один с мощностью в 250 сил и крутящим моментом в 350 Нм, который доступен от 4000 до 6200 об/минуту, второй - с мощностью в 200 л.с. и крутящим моментов 400 Нм, доступным с 3500 до 6500 об/минуту, то второй ярко вырвется вперед и какое-то время будет впереди, то есть, до каких-то пределов он разгонится быстрее, так как потенциал его двигателя раскрывается раньше и доступен он дольше. Первый же, сначала отстав, впоследствии догонит второй, так как потенциал развития мощности у него выше, хоть и достигается медленнее, но когда он будет достигнут, ускоряться первый автомобиль начнет гораздо быстрее второго.

Но почему же падает крутящий момент с ростом оборотов и прохождении ими определенного пика? Дело в том, что на различных оборотах процессы, происходящие в камере сгорания мотора, различны и наполнение камеры сгорания, количество топлива и момент зажигания изменяются, топливной смеси поступает меньше и она менее обогащена кислородом, а угол опережения зажигания уже не оптимален, что и уменьшает силу рабочего хода поршня и, как следствие, уменьшается усилие на коленчатый вал и маховик, то есть, уменьшается крутящий момент. Поэтому, двигатели с большой полкой крутящего момента считаются более технологичными и стоят гораздо дороже.