Не привязывайся к людям — или будешь страдать.
Книга, которую я увидела в книжном клубе Риз Уизерспун. И немного упоминала о ней в числе других бестселлеров The New York Times (1-е место на прошлой неделе и 99 недель в рейтинге). Было продано 7 миллионов экземпляров. (Данные на 10 июля).
«Там, где раки поют» — это и роман взросления, и детектив (в меньшей степени), гимн природе и первой любви.
А самое удивительное, что этот поразительный дебют состоялся в 70 лет! Делия Оуэнс до этого писала научные и публицистические книги, но художественную литературу освоила в столь позднем возрасте.
Книга вызывает слезы. Сначала, когда шестилетняя девочка Киа Кларк наблюдает, как ее мать берет старый чемоданчик и, не оглядываясь, уходит по тропе к дороге в ближайший городок, затем любимый брат уходит подальше из семьи искать счастье; сестры разбегаются, — все это в сознании героини происходит за одну неделю. Затем то пропадает, то появляется отец, а Киа по-прежнему моет посуду, готовит кукурузную кашу и ждет родных домой.
Отец протянет еще четыре года, балансируя между вечно пьяным и немного заботливым, который зовет на рыбалку и рассказывает, какие бухты самые безопасные.
В 10 лет Киа остается совершенно одна. Без каких-либо социальных служб, друзей, соседей, школы. Если не считать старого афроамериканца Спока и его жены Мелани, которые в обмен на мидии давали девочке одежду и немного еды. Я не верю, что в этой ситуации нельзя сойти с ума, особенно ребенку. Но Делия Оуэнс говорит, что выход есть: внутренние силы, которые связывают Киа с природой, дают ей выжить.
В 14 Киа начинает общаться с юношей из города Тейтом, который учит ее читать и носит свои учебники. Как? Современные педагоги сказали бы, что это невозможно: умственная отсталость, аутизм и тому подобные диагнозы. Но если вчитаться, то заметны детали: семья Киа не была обычными болотными голодранцами, — у матери в шкафу висели настоящие шелковые платья, и она рисовала картины. Девочка в 6 лет умела готовить, шить и убирать, а также помнила наизусть сказки, которые ей читала мать. Что не мешало ей потом засыпать в одиночестве под звуки животных.
Киа растет и хочет любить. Но и здесь ее ждет предательство: Тейт планирует учиться в университете и боится, что жизнь с людьми не для Киа, а та хочет быть частью чьей-то семьи (куда-то причалить, примкнуться), поэтому пугливо, но верно попадает в сети местного красавчика Чейза.
Киа уронила журнал на колени, унеслась мыслями вниз, под облака. Самки некоторых насекомых поедают самцов; самки млекопитающих при опасности могут бросить детенышей; многие самцы изобретают рискованные или коварные способы обойти соперников. Все средства хороши, лишь бы нить жизни не прерывалась.
Детективная часть связана со смертью Чейза спустя 4 года после его знакомства с «Болотной девушкой», как зовут горожане Киа. Шериф считает, что это было убийство. А правду узнает только один человек на последней странице романа.
Важную тему в книге также занимает семейное насилие. Пьющий отец и был причиной развала семьи, бегства детей и матери. Киа сравнивает его с насекомым.
Природа устроена справедливо, и самцы, которые посылают ложные сигналы или кочуют от самки к самке, в итоге почти всегда остаются в одиночестве.
Отец обманом привлек богатую мать Киа, сломал жизнь, привез в болотную хижину Северной Каролины и довел до безумия. По мнению Киа, Чейз был таким же и никогда не оставил бы ее в покое.
Спастись в аду одиночества можно силой искусства и творчества, считает Делия Оуэнс. Она наделяет героиню даром наблюдения и анализа. Сама писательница долгое время прожила в Африке со своим мужем Марком, изучая львов и бурых гиен. Ее интересовало поведение самок и самцов, что в итоге и отразилось в романе. Безусловно, я советую читать эту красивую и печальную книгу. И еще надеюсь, что будет экранизация. Писательница начала упоминать о ней в своем инстаграме.