Часто случалось так, что сражение, сколь оно ни было масштабным и кровавым, не приводило ровно ни к какому результату. Однако, на сей раз произошедшее сражение имело самые неожиданные последствия.
1515 год -королем Франции стал Франциск Ангулемский. Во время коронации он без обиняков объявил себя еще и герцогом Милана, хотя ею он де факто не владел. Пришлось, что называется, отвечать за свои слова, и силы испанцев, Папской Области и Швейцарцев заняли важные перевалы в Альпийских горах, ожидая его армию.
Французский король, обойдя все кордоны и нанеся поражение кондотьеру Просперо Колонна, остановился при Мариньяно, где должен был встретиться со своим венецианским союзником Бартоломео де Альвиано.
Конфедерация стран, выступивших против него, мгновенно оценила его прыть, а так же и то, что армия Франциска насчитывала 40 тысяч человек и 70 орудий, поспешила заключить мир.
Казалось бы , тут пойти титрам ...
Но это была только присказка! Одного из папских кардиналов такая маленькая победоносная война, осуществленная французами, ни капельки не устроила, а потому он, посулив двадцати тысячам швейцарцам, успевшим к шапочному разбору, богатую добычу, настроил тех против договора. Это были кантоны Ури, Швиц и Гларус.
Швейцарцы были парни не робкого десятка - они решили без передышки, не разбивая лагерь, сходу , построившись колоннами, атаковать французов. Да, при перевесе противника вдвое, да , не имея артиллерии. Нет, их это не смущало. Раньше для них это помехой не было, поэтому они полагали, что все произойдет абсолютно также - тому были причины.
Видимо, учились владеть пикой едва ли не с детства, как знать =)
Двигались пикинеры максимально быстро и скрытно, даже без привычного им боя барабанов.
К счастью, швейцарцев удалось заметить вовремя, и их грудью приняли ландскнехты, которых в армии у Франциска было изрядное количество. В отличие от многих других армий они швейцарцев не боялись и были преисполнены решимости устроить горячим альпийским парням «böse Krieg».
Тем не менее, дружный удар колоннами возымел успех, ландскхнехтов удалось потеснить, но тут в дело вмешались французские жандармы - сильный фланговый удар заставил лавину швейцарцев, понеся потери, откатиться назад. Если бы кавалерия не была бы столь решительна в тот день, то швейцарцы лишили бы противника артиллерии, после чего прошли бы катком по остальным, деморализованным противникам. Однако, слаженный тандем пехоты и кавалерии вновь сделал свое дело, и французы смогли развернуть орудия на открытую местность, где теперь приходили в себя швейцарцы и укрепить свои позиции.
Весь атакующий порыв швейцарцев сошел на нет - стоило им предпринять новую попытку к атаке, по плотным колоннам начинала работать артиллерия. А в случае, если они размыкали строй, то их уже "пасла" кавалерия.
«Таким путём было предпринято 30 славных атак, и ни об одной в будущем нельзя было сказать, что от конницы не больше пользы, чем от зайцев в доспехах»
Ч. Оман. Военное искусство в Средние Века.
Сражение длилось до темноты, которую усугублял пороховой дым и поднимающаяся пыль. Стороны объявили перемирие и отправились на отдых.
Швейцарские капитаны приняли решение продолжить бой, решив,что если они еще разок навалятся всем скопом, то противник дрогнет. Так и порешили - вновь швейцарские колонны, чуть свет, двинулись вперед, старательно не замечая обстрел артиллерии.
Завязалась ожесточенная рукопашная схватка, швейцарцы, воспряв духом, продавливали линию французов. Только в центре кавалерия, вдохновленная примером Франциска Первого и легендарного рыцаря Баярда смогли остановить их.
Подарить бы французам своим противникам пушки и все, что ценного у них было в лагере, но наконец объявились венецианские союзники. Кавалерия оных ударила в тыл швейцарским построениям, и началось настоящее побоище. Осознав, что дела их плохи, швейцарцы, многие из которых были ранены, стараясь соблюдать порядок начали отходить к Милану.
Рыцарь Баярд после этого сражения, что современники потом назвали "Битвой Гигантов", посвятил короля в рыцари, прямо на поле боя.
Вступив в Милан, Французский король заключил со швейцарцами мир, и получил возможность вербовать бойцов в швейцарских кантонах. Они позже заложат основу элитным частям во французской армии. Тогда же заложились основы швейцарского нейтралитета- поставлять наемников пожалуйста , но попытки экспансии на запад и юг прекратились.
Самыми неожиданными оказались культурные последствия этого сражения - победоносный поход превнес во французскую культуру Ренессанс, а также Франциск Первый познакомился с Леонардо да Винчи. Там же ему, в Милане, и было предложено перебраться во Францию, что он охотно сделал, прихватив с собой учеников и свою любимую картину -"Мону Лизу" . Так эта знаменитая картина и оказалась во Франции, и первое время она хранилась у Франциска первого... в бане!
История картины Моны Лизы после этого еще только началась, постараемся Вам рассказать об этом в следующих публикаций. Спасибо за внимание и оставайтесь с нами!
немного видео из жизни пикинеров можно посмотреть здесь =)