Есть такое понятие «фонематический слух». Фонематический слух - это способность узнавать и отличать звуки в общем потоке слуховой информации. Именно благодаря этому слуху ощущается разница между, например, звуками С и З, Б и П и т.д.
Обычно все звуки ребёнок слышит и отличает к четырём годам. Но все дети разные, не надо паниковать, если в чем-то ваш ребёнок не соответствует нормам. Просто стоит помогать совершенствовать слабые места.
Фонетический слух развивается естественным образом, когда малыш слышит речь родителей, бытовые звуки, звук погремушек, уличные звуки. Он начинает формироваться ещё с периода младенчества, когда кроха ещё не отличает звуки, но начинает отличать речь от неречевого шума, начинает ощущать интонацию и темп.
Можно дополнительно развивать фонематический слух. Упражнения, как и всегда, стоит предлагать от простого к сложному.
Чей звук?
- Покажите ребёнку разные звучащие предметы, например: погремушку, баночку с горохом, колокольчик.
- Продемонстрируйте, как звучит каждый из них.
- Затем пошумите каким-то одним предметом так, чтобы ребёнок не видел, чем именно вы делаете звук.
- Ребенок должен найти, что шумело.
Начните игру с двух предметов, постепенно увеличивая их количество.
Найди такой же звук
- Насыпьте в одинаковые баночки разные по звучанию мелочи: рис, горох, гайки, бисер. Сделайте по две одинаковых баночки каждого материала.
- Предложите малышу найти пары по звуку.
Конечно, такие игрушки не должны быть в свободном доступе, только под наблюдением.
Интонация при чтении сказок
- Когда читаете малышу сказку, озвучивайте героев с соответствующей интонацией. Мышка маленькая, говорит тоненьким голосочком, медведь большой - низким, грубым голосом, лиса хитрая, немножко тянет гласные звуки.
- Замечательная сказка для развития фонетического слуха «Сказка о глупом мышонке»
- Потом предложите ребёнку узнать, кто говорит, произнося слова разными интонациями.
Звук и действие
- Предложите малышу игру, в которой нужно после определенного звука совершать действие.
Например, когда вы стучите ложкой об ложку, ребёнок топает, а когда вы шуршите горохом, ребёнок прыгает.
- Можно обыграть упражнение и сказать ребёнку, что когда стучат ложки, прибегают мишки и топают, а когда шуршит горох, прибегают зайчата и прыгают.
Игра в слова
С четырёх лет ребёнок может играть в слова. Подбирать слова, которые начинаются на определенный звук.
С слон, сон, сова, скалка
З зонт, зима, заяц
Чередование предметов со звуком
Договоритесь с ребёнком, что звук С у вас будет обозначаться совой, а звук З – кошкой. Диктуйте звуки, а ребёнок пусть выкладывает соответствующую фигурку.
К примеру, можно расселять их по окошкам домика.
Если ребёнок хорошо выполняет это упражнение, то можно диктовать не отдельный звук, а слово, содержащее этот звук.
Больше интересных вариантов чередования здесь
❤️