Как защищались японские самураи в XVIII веке, зачем воины носили устрашающую маску и как потом этот элемент перекочевал в Европу? Ответы на эти вопросы можно получить, изучив доспехи знатного японского воина из Национального музея Татарстана. Они состоят из сотен пластин, и как все японское, каждый элемент здесь имеет свое значение.
Доспехи тосэй-гусоку появились в XVI веке, они пришли на смену прежнему типу защиты. В отличие от старых доспехов кодзан-до, состоящих из множества мелких пластинок, соединенных шелковым шнуром, доспехи гусоку изготавливались из широких многослойных металлических, реже кожаных, пластин, прочно скрепленных между собой без каких-либо зазоров, что лучше защищало воина в близком бою, поскольку пластинчатые доспехи не выдерживали ни прямого удара пики, ни тем более меча. Кроме того, гусоку было проще и быстрее изготавливать, что позволяло в короткие сроки вооружить солидную армию – важное преимущество в период постоянных междуусобиц. Эти факторы обусловили широкое распространение нового доспеха, масса разновидностей которого появилась во второй половине XVI в.
Бессильные, как и европейские аналоги, против огнестрельного оружия на близкой дистанции, они выдерживали попадание пули на излете, не говоря уже об ударе копьем.
– Весь комплект весит 12 килограммов, он не очень тяжелый. Сделан он, в основном, их железа, но многие части изготовлены из лакированной кожи. Кроме того, здесь применено очень много шелка. И наручи у него состоят из шелковых рукавов и на тканевую основу пришиты многочисленные пластины и кольчуга, – демонстрирует доспехи научный сотрудник Национального музея Татарстана Виталий Зайцев. – Наручи такого типа позволяют самураю легко и фехтовать, и управлять лошадью и стрелять из лука. Пальцы у него оставались свободными. Это очень важно, потому, что именно лук был главным самурайским оружием, хотя душа самурая, конечно, заключена в его мече.
Производство тосэй гусоку шло по двум направлениям – пышные и дорогие изготавливались в единичных экземплярах для высших представителей военной аристократии, менее качественные, но дешевые производились сотнями и тысячами для рядовых пикинеров, лучников, аркебузиров.
Почти все металлические детали покрывались лаком. Это было необходимо, чтобы сохранить сталь от коррозии во влажном климате Японии. Обычно наносилось несколько слоев лака, после полировки образующего зеркально гладкую поверхность. Самым распространенным цветом был черный, из других часто употребляли красный и все оттенки коричневого.
Переплетавшие стальные пластины шнуры добавляли доспехам яркости. Попарное плетение сугакэ-одоси было всегда одноцветным. Самым распространенным цветом был темно-синий, несколько реже использовались другие оттенки. Изредка поверхность металла подвергалась золочению.
Самая выразительная деталь этого костюма, конечно же лицевая маска с застывшей гримасой, выдающимся носом и выразительными усами из щетины. Такие устрашающие противника личины мэмпо у японцев распространились в XV века, а через столетия перекочевали на континент и были замечены уже у европейских воинов.
Комплект доспехов из коллекции Национального музея принадлежал, вероятнее всего знатному воину, но был не парадным, а боевым. Правда, в военных действиях его обладатель вряд ли участвовал, так как костюм сделан в мирное время эпохи Эдо, когда серьезных военных конфликтов не было, но традиция изготовления качественного вооружения сохранялась.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.
#народы мира #японцы