Система здравоохранения - это часть общества. А общество это живой организм. Когда общество нездорово - болеют все его органы, включая систему здравоохранения, систему правосудия, образование ... и так далее ...
Честность, совесть, нравственность – в целом идеология – это как бы эндокринная система общества. Если эндокринная система не здорова, то болеет весь организм. Каждый орган, каждая клетка начинает преследовать только свои интересы. Нарушается общественное согласие, солидарность в обществе. Отдельные органы выполняют свои обязанности неэффективно. В то же время, эритроциты (органы правопорядка органы юстиции, правоохранительные органы) не знают, как себя вести, как лечить общество. Коррупция разъедает общество. Когда эндокринная система общества не здорова, в обществе развиваются различные онкологические опухоли, патологии. Такой организм обязательно погибает.
Здоровая эндокринная система обеспечивает гармонию. Каждый орган, каждая клетка работает не только для себя, но выполняя свои функции для организма в целом, обеспечивает и своё благополучие.
Обычно, в каждом обществе аристократы – элита (уважаемые семьи, ученые, интеллектуалы, религиозные деятели, политические деятели ...) являются хранителями категорий составляющих базу эндокринной системы общества. Они сохраняют и обеспечивают реализацию традиций общества, обычаи, здоровые нравственные устои и табу.
Если члены общества перестают признавать элиту, игнорируют их – эндокринная система общества деградирует, рушится общественное согласие. Порядок нарушается. Идёт регресс.
Если аристократы пятнают свою честь, естественно общество перестаёт их уважать и признавать. А что есть честь?
На тюркском честь это Ор. (На Узбекском языке Ор, на казахском - татарском Ар). Имеющий честь - Орлик. Руководствующийся по жизни ОР - Орий (Каз. Тат. - Арий). ОР это нравственная категория. ОР не зависит от разреза глаз, цвета кожи, формы носа и других физических, антропологических характеристик.
Руководствующийся ОР никогда не сбежит с поля, боя бросив товарищей. Носитель ОР не руководствуется похотью, не руководствуется алчностью. Носитель ОР почитает старших, не обидит слабых … С носителями ОР, вне зависимости от их социального и имущественного положения, обычно считаются все сословия общества.
Если элита состоит из носителей ОР – эндокринная система общества постепенно развивается и распространяется на другие сообщества с более слабой эндокринной системой. И наоборот общество с больной эндокринной системой погибает, подпадает под влияние более здорового общества.
Элита Узбекистана преследуется с периода бесчинств Гдляна-Иванова. Общественное согласие разрушается. После репрессий 1937 года элита едва начавшая восстанавливаться снова подверглась репрессиям в середине 80х.
В новейшей истории, в течение первых 25 лет независимости страны эта тенденция продолжена. Многие известные люди, писатели, ученые, принципиальные политики, интеллигенция подверглись гонениям и были отстранены с общественной жизни. Или даже находясь формально на должности, были нейтрализованы. Некоторые вынуждены были покинуть родину. Большинство подчинились правилам.
Возвышение в этот период людей с принципами “будет исполнено” поразило еще больше эндокринную систему. Этих новых можно бы сравнить с опричниками, по образному выражению Карамзина “люди без роду, без племени”.
Для “опричников» и им подобным характерно: жить сейчас, сегодняшним днем, жить пузом и похотью. Их ценности - «поклонение золотому тельцу». Круг интересов: реализация чванства, проведение больших бездуховных свадеб и торжеств, “солидным кортежем”, со свойственной моралью в расходах и пышности. У личности без ОР - социальные индикаторы не работают. Точнее, шкала ценностей ориентируется на ценности живота.
В этот период избиение подчиненных, оскорбление, унижение и дискриминация стали наиболее передовыми методами менеджмента, как в центральных, так и в местных органах власти. (Конечно, утрирую). Коррумпированность насаждалась сверху - на официальную зарплату не возможно было прожить, что обеспечивало «круговую поруку» всех вовлеченных.
Действия знати во всех обществах являются примером подражания для «прочих». На примере этой “элиты” к чему направляются устремления обычных людей? К просвещению? К наукам, образованности, духовности, к доброте?
В этот период быть образованным, ученым, быть ответственным, быть учителем – стало не в чести.
Теперь общество живет по инерции. Но оно живет только повседневной жизнью. Инвестиции в будущее: в социальную сферу (здравоохранение, культуру, образование, науку), осуществляется неэффективно или не осуществляются вовсе.
Инвестиции наиболее сложный процесс в экономике. Инвестиции в социальную сферу, которая даёт отдачу много позже – ещё сложнее. У общества с «эндокринным заболеванием» это вообще не реально. Например, в этой стране на образование выделяется порядка 35% государственного бюджета. Но результат этих затрат очень низкий. Очень много подростков даже не знают таблицы умножения. Что можно ожидать от профессионального и высшего образования?
Как развивалась система здравоохранения за это время?
Практически исчезли методы профилактики заболеваний.
Система здравоохранения поставила всё население в зависимость от аптек. По оценкам, количество аптек за последние 20 лет выросло в десятки раз. Их стало больше, чем хлебных магазинов. Фармацевтические транснациональные корпорации по всей стране без каких-либо ограничений поощряют врачей в этом направлении.
Медицинское оборудование, закупаемое за счет иностранных кредитов и международных грантов, в большинстве размещалось в сельских врачебных пунктах (СВП). Но на местах нет специалистов, умеющих им пользоваться. Даже электроэнергия для работы оборудования в сельской местности часто отсутствует. То есть опять: затраты есть, отдачи нет.
В сельской местности местные органы власти долгое время заставляли врачей заниматься делами, которые совершенно не относятся к их обязанностям. В результате многие врачи, несмотря на привилегии, ушли из профессии.
Кроме того, в 2013-2015 годах, по рекомендациям международных организаций была «оптимизирована» численность медицинских работников. То есть попросту осуществлено значительное сокращение штатов за их якобы ненадобностью. Специфическая черта «больной» элиты отсутствие умения системного, логического мышления, отсутствие желания отстаивать хоть какие-то принципы. Это исполнители – не более. Тем более, когда критерием успеха являются не результат, а откаты.
И самый колоссальный урон нанес переход системы здравоохранения на принципы рыночной экономики. Формально, в директивных документах – страна остаётся социально ориентированной. На деле управление в здравоохранение стало исходить не из нужд пациентов, не нужд общества, а скорее из принципов спроса и предложения, исходя из покупательской способности пациентов.
Медицина активно взялась за приработки: обычная практика применение ненужных процедур (платных), каждая операция имеет «таксу», если роды, в состоятельных семьях, то обязательно искусственно через кесарево сечение, ... и так далее. Если платежеспособен - то может лечиться, если нет: дарвинизм применяется в действии – идет «естественный отбор».
В последние годы власти всячески стараются заполнить сформировавшиеся бреши. Так Постановление президента «О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения» (2018) направленно на решение накопившихся проблем. Утверждены Концепция по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы и соответствующая Программа мер в этом направлении.
Да усилия есть. Но если оздоровление «эндокринной системы общества» не ускорится, стоит ли рассчитывать на эффективную систему здравоохранения? Если властная элита «поклоняется золотому тельцу», станет ли медицина руководствоваться ОР?