Приветствую в лектории Оксенфурта! Герои, о которых мы сегодня поговорим, не известны большинству фанатов. Кто-то не читал книг, кто-то не играл в игры. А там еще ведь комиксы, настолки, у-у…
Первым расскажу о самом свежем персонаже. О нем не слышал вообще никто.
Эрланд из Ларвика
CDPR месяц назад выпустила новый бестиарий для бумажной ролевой игры (куча таблиц со статами и характеристиками по монстрам), и не кому об этом не сказала. Но это пол беды.
Я глубоко опечален таким решением: в настолько непопулярное литературное произведение (а его можно таковым назвать) вставлен кусок фундаментального лора о самой популярной теме – о ведьмаках.
Фанаты ждали, фанаты надеялись, что придет день, и тайна создания ведьмаков других школ приоткроется. И вот он настал. Но каким образом? Где-то там, на задворках, вышло руководство для двух с половиной человек, которым нужен не лор, а цифры.
Не для той ЦА CDPR постарались.
Я наткнулся на эту книженцию случайно. Загорелся желанием перевести, ибо инфа ценная, надо распространять. Поэтому часть следующих постов будут переводом… И видите ли, там не по главам, а по подзаголовкам, которые нужно вычленять из массива текста. Так что будет несколько статей.
Updated 24.08.2020: перевод идет полным ходом. Вот первая статья, под ней ссылки на следующие: CDPR ввели нового ведьмака во вселенную.
Что я могу сказать об Эрланде сейчас?
Родился на Скеллиге. Будучи ребенком, работал в порту, швартовал суда, носил грузы. Был отобран Альзуром и Косимо для проведения испытаний. Впоследствии стал ведьмаком.
Являясь уже состоявшимся охотником на монстров, вместе со своими соратниками создал школу Грифона в Ковире и Повиссе, демонстративно отделившись от школы Волка. Крепость их называется Каэр Серен.
Эрланд жил по рыцарским законам и правилам (логично предположить, что не по всем), которые стали одним из столпов обучения в школе Грифона.
Раз уж начали ведьмаком, ведьмаком и продолжим.
Гаэтан
На этого ведьмака школы Кота дают очень интересный сайдквест. Нам предстоит выбирать, убить его или оставить в живых: он вырезал целую деревню, потому что старейшина решил заплатить ему не деньгами, а вилами под лопатку.
Лично я оставил бедолагу в покое, за что получил наводку на схрон. Там нашлась записка с очень важным лором: единственным упоминанием об уничтожении школы Кота. Собственно поэтому, я Гаэтана и добавил в статью.
CDPR знают, что история ведьмаков является самой востребованной темой у фанатов. Поэтому стараются соблюсти баланс между раскрытием карт и интригой. И правильно делают. Подавать информацию у них получается красиво: через визуал, записки, истории людей.
Еще одной плохо раскрытой, но востребованной темой являются культы Ведьжминленда.
Свальблод
Это божество, которому поклоняются на Скеллиге.
В Ведьмак 3, самую жуткую и запоминающуюся часть информации о его культе мы получаем в ходе поиска виновников нападения на пир ан Крайтов, с Хьялмаром. Еще толику от забытых идолов и кратких упоминания по всем островам Скеллиге. Но все это меньшая часть лора.
А вот бо́льшую получаем, кто бы мог подумать, из игры Gwent. В описании к лидеру Свальблоду приведено множество интересных фактов.
Поклонение ему, как богу ярости, крови и войны, сопровождалось ритуалами с жестокими человеческими жертвоприношениями. Большинство людей к его культу не приобщалось и только полнилось отвращением. В какой-то момент ярлы запретили поклонение и дали приказ изловить жрецов. Их связали, посадили на корабли без парусов и отправили в море.
Но полностью искоренить культ не удалось. Последователи просто ушли в подполье.
Если Свальблод является полностью выдуманным CDPR персонажем, опирающемся на историческое общемировое почитание медведя, то следующий бог – это чистой воды творение одного человека – Говарда Филипса Лавкрафта.
Дагон
Лавкрафт является любимым моим писателем по многим причинам, одной из которых является гигантский бестиарий, куда входит Дагон, повелитель рыбо-людей.
CDPR не постеснялись, и скопировали его полностью, при этом дополнив лором самого К’тулху. Ему поклоняются водяные и те люди, что слышат зов глубин и видят кошмары во сне и наяву. Дагон ждет, когда звезды сойдутся в правильном порядке, чтобы выйти на берег и принести людям горе.
В Ведьмаке 1 вызвать его можно только в определенном месте – в храме на Отмели. Прочитав книгу с тематическим названием «Псалмы безумия и отчаяния», появится возможность собрать с него ингредиенты. В угоду механикам игры, босс не так велик, как его малюют. Бой проходит интересно по меркам Ведьмака, но скучно по общеигровым.
Благодаря Дагону интрига, заложенная еще Паном в рассказе «Немного жертвенности», растаяла. Мы узнали больше о тех, кто ответственен за убийства людей на море (близ Бремервоорда), хоть действия игры и разворачивались на озере (близ Вызимы).
Помимо Лавкрафта, Сапковский копировал и Толкиена.
Оквист
Архетип «дракон» является самым распространенным для фэнтези, и не без причин. В легендах прошлого именно победа над драконом являлась высшим подвигом, который покрывал человека или даже его род славой на века.
Сапковский решил перенять этот мотив, при этом щедро обернув в реализм. Его драконов убивают не рыцари-одиночки, коих он простодушно высмеивает, а группы профессионалов, для которых это промысел.
Таковыми являются Ярпен Зигрин и его краснолюды. В рассказе «Предел возможного», Ярпен упоминает, что они убили Оквиста, хозяина Кварцевой горы. Он, как типичный сказочный дракон, охранял золото и драгоценные камни – то, что так любят «дворфы». Если бы не два следующих факта, то его со Смаугом связывал бы лишь сказочный архетип: прозвище Оквиста – Погибель Трайана – отсылает к гному, жившему в Эреборе – Триану, и к балрогу, по прозвищу Погибель Дурина. И без объяснений Пана понятно, что Оквист скопирован со Смауга. Но вы не подумайте, что я отношусь к этому плохо.
Оквист дополняет лор драконов Ведьжминленда, начавшийся в том же рассказе. Читатель понимает две вещи: что драконы всегда были и все еще существуют, и что ввиду их опасности миру нужны такие охотники, как Ярпен.
В рассказе «Предел возможного» читатель сталкивается с двумя интересными личностями. Они сильно отличаются от всех остальных персонажей. Всего лишь одна маленькая деталь приковывает к ним внимание и указывает на истинную широту Ведьжминленда.
Зерриканки
Я люблю, когда автору всего за пару штрихов, не раздаваясь мыслью по дереву, удается привязать читателя ко второстепенному персонажу. В литературоведении, герои без явных различий, выполняющие идентичные функции и путешествующие по повествованию вместе, классифицируются как один. Так что не стоит удивляться, что кто-то Тэю и Вэю называет «персонаж Зерриканки».
В произведении они выполняют совершенно четкие функции:
- помогают проникнуться к Борху доверием Геральта и читателя, ввиду покорного, но в тоже время свободного поведения и редких, но метких фраз-характеристик хозяина;
- развлекают Геральта и читателя похотью, тут можно без комментариев;
- раздвигают границы Ведьжминленда в угоду Сапковскому, впервые указывая на далекую Зерриканию.
Фанатам книг они полюбились настолько, что сейчас при любом упоминании Зеррикании, в голове встают образы Тэи и Вэи. Чего не скажешь о фанатах игр.
Так же, как и Зерриканки являются первым олицетворением их страны в каноне Ведьмака, первым олицетворением целой когорты монстров – низших вампиров – стала следующая особа.
Вереена
Вместо того, чтобы рассказывать классическую драму «красавица и чудовище», Сапковский переворачивает эту идею с ног на голову. Получается так, что чудовищем оказывается красавица. Брукса Вереена влюбляется в «оборотня» Невеллена, но своеобразно. Она насылает на него кошмары, благодаря которым, тот избавляет надоедливых людишек от страданий пребывания в муках земных. В конце концов Геральт ее убивает, расколдовывая Невеллена случайно: кровь умирающей бруксы попадает на него, силой любви снимая проклятье – счастливый конец очень нетипичной сказки.
Ценность Вереены заключена в нескольких вещах:
- она показывает ранее неизвестные стороны характера Геральта: способность разобраться в происходящем, не лезть вперед батьки в пекло: он не убил Невеллена, а выслушал и докопался до настоящего злодея; изобличив злодея, машинально классифицировал и убил, как дичь, невзирая ни на какую предысторию; это показывает его отношение к обделенным интеллектом существам и к не обделенным;
- она дала начало лору низших вампиров, показала, какими они могут быть; она и есть первый вампир, изображенный Сапковским, от которого потом плясал и он сам и CDPR;
- благодаря этому рассказу Пан сделал то, что он всегда мечтал сделать – не написал очередного говнофэнтези; он переиначил заезженное клише в свежак, воспринятый читателями очень позитивно.
Что ж
Слишком часто в фэнтези персонажи несут минимальную или никакую смысловую нагрузку для читателя. У Сапковского же получилось создать очень много персонажей, играющих важную роль. Те 7, что я привел, не отбирались мною специально. Я тыкал пальцем в небо, а уже потом находил в их существовании конкретный смысл, задуманный автором.
Могли ли Сапковский и CDPR использовать других персонажей или кардинально другие инструменты для передачи того же смысла? Могли, конечно! Но это уже были бы другие истории. А зачем они нужны, когда фанатам нравятся эти? Вот они, рабочие варианты, на которых стоит опираться другим писателям и сценаристам.
Вот они, те персонажи, которых нужно знать в лицо всем фанатам Ведьмака: и книжным, и игровым, и даже сериальным.
Хочу сделать еще одну такую статью. Как думаете, кого добавить?