Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Город мастеров" (СССР, 1966): волшебство сказки

Город мастеров СССР, 1966. Режиссер Владимир Бычков. Сценарист Николай Эрдман (по мотивам пьесы Тамары Габбе "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах"). Актеры: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Савелий Крамаров, Алексей Барановский, Василий Бычков, Зиновий Гердт, Леонид Каневский и др. 14,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Сказка «Город мастеров» понравилась зрителям и кинопрессе.

-3

К примеру сценарист и поэт Михаил Львовский (1919-1994) писал в журнале «Искусство кино», что «Город мастеров» — несомненная удача его создателей. Он, как ни странно, живописен, условен и тем не менее очень кинематографичен. Оказалось, что все это возможно в живом кино. Мало того: создатели фильма добились в своем произведении кинематографической достоверности. Только радость «узнавания» в «Городе мастеров», который перенес на экран режиссер В. Бычков, по-настоящему захваченный стихией сказочного,— радость эта возникает, разумеется, не от сопоставления увиденного на экране с нашими непосредственными жизненными впечатлениями. Тогда это не было бы сказкой. Нет, с увлечением следя за развивающимися событиями в «Городе мастеров», мы радуемся тому, как достоверно, узнаваемо сумели авторы совместить на экране наши представления о необычном и романтичном, чудесно-возвышенном и волшебноблагородном с нашим представлением о мире сказки. … Режиссер, художник, артисты «Города мастеров » не освободили себя ни от одного из незыблемых требований настоящего искусства. И оказалось, что тщательный отбор в таком как бы «вторичном» материале может привести к открытию, к высокому обобщению. … Создатели фильма «Город мастеров» … выбрали трудный путь создания современной киносказки, не прибегая к дешевым способам «осовременивания» ее традиций. И дело не только в том, что, подобно тому как вражеская стрела захватчиков отдаленно ассоциируется с современным снарядом, сами захватчики вызывают в нашем воображении образы нынешних поработителей. Современен взгляд авторов на происходящие в сказке события, их способ поэтических обобщений, предложенные ими ритмы, краски, их юмор. Не сразу, но в какой-то момент вы, например, замечаете, что все отрицательные персонажи сказки на протяжении всего фильма отличаются от положительных... цветом. Да, да! … Это чрезвычайно смелое решение режиссера В. Бычкова и художника А. Бойма, выступающих в этом фильме как равноправные соавторы. Оно современно по своеобразному доверию к зрителю, когда художники полагаются не на его способность воспринять нечто сложное, а рассчитывают на то, что он простодушно воспримет простое, наивное» (Львовский, 1966: 11-13). Львовский М. Правда сказки // Искусство кино. 1966. № 2. С. 11-14.

-4

Высоко оценил этот фильм и кинокритик Виктор Орлов на страницах «Советского экрана»: «Парадоксальная вещь: самый «ненатуральный по фактуре фильм «Город мастеров» производит впечатление самое естественное, органичное, самое безукоризненное в этом смысле. А ведь на экране происходят вещи необыкновенные, творится самая условная сказка, какую мы только видели, смесь шутки, высокой патетики, иронии, гротеска… Но так уж точно понял режиссер свою задачу. Так искренне и глубоко уверовал в мир образов, в строй мыслей этой озорной и мудрой сказки. И потому, скажем, после достаточно трагических эпизодов, после достаточно серьезных авторских размышлений о жизни и справедливости на так радует и смешит откровенно-буффонадная, бесшабашная сцена финальной битвы, а точнее, драки. Да, она очень на месте, она точна именно для этого жанра, этого сказочного мира. И еще об одном слагаемом этого счастливо удавшегося фильма невозможно не сказать – о цвете. Цвета, краски фильма великолепны, щедры, неожиданны. Но они нигде не переходят невидимой границы, на которой написано: 2вкус». Да, вот где на месте несколько старомодное, но очень объемное определение «пиршество красок» (Орлов, 1966: 3). Орлов В. Правда и ее подобие // Советский экран. 1966. № 3. С. 2-3.

-5

Итак, это были мнения кинодраматурга и кинокритика.

А каковы Ваши мнения о «Городе мастеров», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020