Эта картина вызывает двоякие чувства. С одной стороны, она, безусловно, красива. Сколько бы я её раз не видела, не могу оторваться от искусно выписанных кружев, трогательности юной невесты. Но с другой стороны, сколько здесь отражено пороков, которые вызывают гадливое чувство и душевную боль. Человеческая драма не может оставить равнодушным. Картина была принята общественностью сразу, с самого первого дня, когда была представлена на художественной выставке. Её автор, Василий Владимирович Пукирев, молодой в общем-то художник (ему на тот момент был 31 год), за эту картину был удостоен звания профессора. Первая картина и такой оглушительный успех. Успех, который живописец так и не смог до конца жизни повторить.
Безусловно, это очень интересная картина. Её можно читать как книгу, последовательно, детально.
Юная невеста, бледная как полотно, с заплаканными глазами, стоит, не дышит.
Одна рука, со свечой, бессильно опущена вниз, огонь уже играет на складках платья. Того и гляди свеча упадёт.
Вторая рука обречённо протянута священнику. Жених — высокомерный старец, недовольно смотрит на юную жену, годящуюся ему во внучки. Во взгляде недоумение и негодование: "Чем недовольна? Радоваться нужно, бесприданница!".
Помимо главных героев на картине есть и другие.
Молодой человек со скрещенными руками и непримиримым взглядом — шафер невесты. И одновременно автопортрет художника. Пукирев сам пережил подобную драму, когда, посватавшись к любимой девушке, получил отказ, потому что не слишком хорош и выгоден был такой брак по мнению родственников Прасковьи. Если присмотреться, то видно, что ухо у молодого человека красное, а в глазу слеза блестит.
А невеста и есть та самая несбывшаяся любовь Пукирева, — Прасковья Матвеевна Варенцова. Человек, за которого её выдали замуж, был не столь стар, как жених на картине. Но чувства художника понять можно. Отвергнутый, несчастный, он мысленно видел его таким, напыщенным и отвратительным. Воплощением зла. И сумел передать свои чувства зрителям.
Впрочем, это не единственная версия сюжета картины. Альтернативная — сюжет взят художником из жизни его друга, Сергея Варенцова (однофамилец Прасковьи). Но как было на самом деле, теперь не узнаешь...
Рассмотрим следующих героев картины. Рядом с шафером мужчина средних лет с опрокинутым взглядом. Он застыл в ощущении творящегося абсурда. Это друг Пукирева, художник Петр Шмельков, подсказавший идею картины.
А вот все остальные персонажи — один другого краше. Из-за священника выглядывают две любопытные глумливые физиономии с сальными глазками. Предвкушают ночные удовольствия своего приятеля. За женихом и невестой ещё один мужчина с задумчивым, будто обособляющимся от всего происходящего, взглядом. Священник склонился услужливо перед четой, одновременно будто сочувствуя невесте и выражая почтение знатному жениху.
И вот мы добрались до двух весьма занятных образов — две бабушки-старушки в венках. Одна возле жениха, другая за священником — по сути, лишь венок виден. Дамы преклонных лет, в венках, почти полупрозрачные, преданно и вкрадчиво смотрящие на жениха. Кто они? Гости? Но почему такие бестелесные, серые? Уж не бывшие ли жёны, как призраки, восстали из гроба, чтобы проводить своего благоверного к алтарю?
Всего одна картина и столько загадок...
Посмотрите коротенькое презентационное видео, снятое для выставки "Тайны старых картин", проходившей в Третьяковской галерее в 2016 году. Великолепно снято. До мурашек пробирает.
Две картины "Неравный брак"
Все знают, что картина Василия Пукирева "Неравный брак" находится в Третьяковской галерее. Но существует вторая картина с таким же названием. Авторская копия, созданная через 13 лет после написания шедевра, в 1875 году, чисто для заработка.
Авторская копия картины "Неравный брак" является жемчужиной коллекции Национального художественного музея Беларуси в Минске. Картины почти идентичны. Лишь краски, свет и тень отличаются. Оно и понятно, со временем техника каждого мастера меняется.
Как сложилась судьба художника и его несбывшейся любви?
Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой Пукирев написал героиню картины, счастья в браке не обрела. Рано овдовела, богатой при этом не стала. Окончила свои дни в приюте — в Мазуринской богадельне в Москве.
Василий Пукирев и после "Неравного брака" продолжал творить. Но все его работы были среднего качества и даже рядом не стояли с первым творением. Личная жизнь художника не сложилась. Жил в невенчанном браке. Так и не захотел жениться. Много пил, жил на средства друзей, перед смертью был парализован. Умер в бедности в возрасте 57 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище
Сломленные судьбы. Такова цена драмы, которую мы видим на полотне "Неравный брак". А сама картина живёт, трогает, поражает воображение, будоражит чувства и по сей день. И хоть насильно замуж юных дев за стариков уже не выдает, тема браков без любви и сломанных судеб вечна.
А как Вы относитесь к творчеству художника Василия Пукирева? Какие чувства у Вас вызывает его картина "Неравный брак"?
Спасибо за лайк, комментарий и подписку на канал!
Читайте статьи о картинах:
- Ушедшее счастье русской француженки. История одной картины
- Маленькая красотка эпохи рококо. История одного портрета
- Загадка её портрета. История одной картины
- Портрет графини. История одной картины
- Портрет с живыми глазами. История одной картины