Детский центр «Студия хорошего настроения» (@Nastroeniye Ok) в поселке Копище знают и взрослые, и дети. Здесь проводят занятия по раннему развитию, подготовке к школе, рисованию, творчеству, создают мультфильмы. Большое внимание уделяют речевому развитию детей и коррекции речевых нарушений. В преддверии нового учебного года МЛЫН.BY поговорил с руководителем этого центра Татьяной Кулеш и логопедом-практиком Вероникой Евстафьевой о значимости совместной работы родителей и специалистов в этой области.
Татьяна Кулеш уже несколько лет является руководителем профессионального сообщества для логопедов Беларуси и других стран «ЛогоНастроение» (@LogoNastroeniye). Она приглашает в Минск профессионалов на международную конференцию «Актуальные научно-практические вопросы современной логопедии», проводит семинары для специалистов. В своем центре Татьяна собрала достойную команду логопедов.
— Нашу беседу хочется начать с такого вопроса: стоит ли родителям заниматься коррекцией речевых ошибок ребенка? Или это конкретно работа логопеда?
Татьяна: — Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий как со стороны логопеда, так и со стороны родителей. Специалист помогает родителям увидеть отличие мира ребенка от мира взрослого, преодолеть авторитетное (авторитарное) отношение к ребенку, относиться к нему как к равному, открывать его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Вероника: — На самом деле многие родители не до конца понимают, как должна выстраиваться коррекционная работа, не обладают необходимыми педагогическими знаниями и навыками. А некоторые и вовсе не слышат недостатков речи своих детей либо не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
— Уверена, есть и такая проблема, как нехватка свободного времени у родителей для занятий с ребенком.
Татьяна: — Даже самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребенка, который должен чувствовать поддержку самых близких, чувствовать, что они замечают его успехи, стараются вместе с ним. В свою очередь, родители могут оценить, пользуется ли ребенок полученными навыками в повседневной жизни, а не только под четким контролем логопеда.
Вероника: — Родителям необязательно заниматься с ребенком за столом, закреплять материал можно во время прогулки, похода в магазин, поездки на машине, во время уборки квартиры, на кухне. Не стесняйтесь спрашивать своего специалиста, как можно разнообразить занятия, чтобы интересно было даже взрослому. Когда вы выработаете у себя привычку хотя бы десять минут в день заниматься с ребенком, первыми почувствуете гордость за успехи всей семьи.
– А можно ли исправить речевые ошибки ребенка без логопеда? Скажем так, найти логопедические ролики в том же YouTube?
Татьяна: — Мы стремимся предостеречь молодых родителей от чрезмерного увлечения интернет-ресурсами. Даже самые убедительные рекомендации из Сети требуют обсуждения со специалистом, с которым вы работаете, чтобы не навредить, а усовершенствовать коррекционную программу. Кроме того, родителям не всегда понятны логопедические термины.
— Какие упражнения родители могут делать вместе с детьми?
Вероника: — Попробуйте вместе с ребенком выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, играть в речевые игры, делать упражнения для развития мелкой моторики рук. Владея речью, взрослые не задумываются о положении языка и губ при произнесении каждого отдельного звука, о речевом дыхании. А сосредоточившись на одном из заданий, которые выполняет ребенок, вы поймете, насколько это сложно, важно и необходимо. Не отказывайтесь от возможности присутствовать на занятиях со специалистом (хотя бы иногда), чтобы вы сами увидели, как старается ребенок, какие игры и упражнения необходимо отрабатывать дома, как правильно их выполнять. На самом деле совместные занятия детей и родителей получаются удивительно веселыми и интересными.
— Посоветуйте нашим читателям, как запомнить все рекомендации логопеда и объективно оценить динамику развития речи ребенка?
Вероника: — Записывайте на диктофон слова, рассказы, стихи, скороговорки и свободную речь ребенка. Заведите тетрадь и заносите туда задания, советы логопеда, достижения ребенка, если требуется, ведите учет всех произносимых слов (в памяти вы их не удержите). Делайте короткие видео занятий с логопедом, они помогут дома играть с ребенком и говорить одинаковыми словами со специалистом. Применяйте полученные знания в жизни: дома, в магазине, на улице, в лесу, на озере, в гостях, на даче… Логопед разыгрывает с игрушками или показывает на картинках различные ситуации — постарайтесь найти аналогичные в реальной обстановке, проговаривайте их с ребенком. Детям с тяжелыми нарушениями речи очень важно уметь правильно применять все полученные знания.
Татьяна: — Родители, которые заинтересованы в своевременной помощи детям, очень ответственно относятся к советам и рекомендациям специалиста. С такими родителями сотрудничать одно удовольствие. Они творчески подходят к выполнению домашних заданий, объективно и честно оценивают успехи ребенка, мотивируют и поощряют за старания.
Вероника: — Когда к детям предъявляются единые требования со стороны логопеда и родителей, когда родители вовлечены в процесс, готовы учиться вместе с детьми, можно быстро добиться максимального коррекционного эффекта. Помните: легче ребенка научить, чем переучить.
Анна Меркушевич