фото123rf.com
Как показал опыт «испанки», самой разрушительной пандемии в истории человечества, мировая экономика, после того как достигла дна, способна совершить неожиданный прыжок вверх. Небывалый расцвет производства и промышленности, охвативший в 1920-е годы ослабленную и обескровленную болезнью планету, вдохновляет некоторых экономистов по-новому взглянуть на возможные последствия нынешней пандемии.
Подтверждая их надежды, Китай уже сейчас демонстрирует серьезный рост и обещает в ближайшие месяцы значительно повысить стоимость юаня по отношению к доллару. Каковы последние прогнозы экспертов и следует ли странам, сильно пострадавшим от коронавируса, надеяться на расцвет экономики после окончания COVID-19?
Уроки истории
Так называемый испанский грипп в 1918–1919 годах привел к огромным человеческим потерям, убив, по разным оценкам, от 50 до 100 млн человек во всем мире. К примеру, только в Индии умерли 18 млн, что составило 6% населения страны. Имея более развитую систему здравоохранения, США и Великобритания понесли заметно меньшие потери – 0,5% населения. К слову, на сегодня, по приблизительным оценкам, Великобритания потеряла из-за пандемии всего 0,07% населения. Но хотя число смертей тогда было намного выше, чем сейчас, экономическое воздействие «испанки» оказалось гораздо менее существенным, чем у коронавируса.
В то время испуганные потребители, как и сейчас, соблюдали социальное дистанцирование, держась подальше от магазинов и массовых мероприятий, что привело к серьезному падению доходов многих компаний. Кстати, как это ни парадоксально, но промышленный индекс Dow Jones, пишет The Telegraph, рос на протяжении всей пандемии – он увеличился на 10,5% в 1918 году и на 30,5% в 1919 году.
Экономические цепочки оказались разорванными в результате ограничительных мер, нарушивших нормальное функционирование экономики. Многие потеряли работу или не могли выходить из дома из-за карантина. Потребительский спрос резко упал, а инвестиции были заморожены. (То же самое происходит и сейчас – например, по расчетам AFP, на 30 марта 2020 года в мире на карантине находились 3,38 млрд человек, что составляет более 40% населения планеты, пишет Forbs.) Однако как только «испанка» пошла на спад, экономика продемонстрировала небывалый рост, а деловая активность в разы превысила прежний уровень.
Как отмечают авторы статьи (член совета директоров ФРС Серджио Корреа, Стивен Лак из ФРС Нью-Йорка и Эмиль Вернер из Массачусетского технологического института), опубликованной в блоге Федерального резервного банка Нью-Йорка, карантин в городах приводил к уменьшению смертности и драматическому падению экономики в краткосрочной перспективе. Однако после окончания эпидемии экономика показала взрывной рост, который был выше в тех городах, где карантин продержался дольше. При этом на экономическую активность после эпидемии влиял уровень смертности: чем он был выше, тем ниже была экономическая активность.
wikimedia.org
Ревущие двадцатые
Так называют годы, начавшиеся после окончания пандемии «испанки». Это было время быстрого экономического роста, процветания и изобилия. 1920-е годы в США, Великобритании, Германии и Франции начались с возвращения к мирной жизни после Первой мировой войны. Радикально изменились мода и стиль одежды, наступил расцвет джаза, радиовещания, кинематографа, был сделан ряд важных научных открытий и изобретений, имевших далеко идущие последствия. Отмечался беспрецедентный рост промышленности и потребительского спроса. Крупнейшие города США и Европы претерпевали мощные социальные и культурные изменения. Дух ревущих двадцатых воспринимался современниками как радикальная модернизация. Все казалось легкоосуществимым благодаря новым технологиям.
Однако в конце 1929 года произошел биржевой крах, охладивший оптимистическую горячку. Миллионы людей внезапно лишились средств к существованию. После биржевого кризиса начался коллапс производства, умноживший бедствия ростом безработицы. Последовавшая за кризисом длительная экономическая рецессия получила название Великой депрессии.
Первые ласточки
В КНР, с которой началось распространение COVID-19, уже наблюдается достаточно ощутимый рост экономики. По словам сопредседателя подразделения анализа глобальных валютных курсов и стратегии на развивающихся рынках в Goldman Sachs Зака Пандла из его интервью CNBC, китайский юань в ближайшие 12 месяцев значительно повысится по отношению к доллару. Кроме того, согласно статистике в июне в Китае наблюдался рост производственной активности, экспорта и импорта, тогда как аналитики ожидали их снижения.
Напомним, что за январь и февраль промышленное производство в Китае рухнуло на 13,5% в измерении год к году, а розничные продажи – на 20,5%. Однако уже через два месяца предприятия вернулись к работе. Индекс менеджеров по закупкам (Purchasing Managers Index, PMI) , опубликованный в Китае в конце марта, превзошел все ожидания аналитиков: производство возобновилось на 98,6%.
Эксперты связывают рост с отложенными инвестициями: инвесторы не спешили с решениями, наблюдая за действиями властей страны и ожидая подсказок о возможных сценариях восстановления экономики Китая. И первые же срочные карантинные меры дали инвесторам положительный сигнал.
В США нынешняя рецессия обещает стать одной из самых коротких в истории. И это несмотря на то, что Штаты вошли в рецессию еще в феврале, что завершило 11-летний период экономической экспансии, самый продолжительный в истории США. Сегодня, по оценкам экспертов, примерно половину понесенных весной потерь экономика должна восстановить уже в III квартале.
«Данные, поступающие к нам, показывают, что экономика ударилась о дно в середине апреля, затем начала расти, но с середины июня забуксовала, – считает Ян Шефердсон, главный экономист аналитической компании Pantheon Macroeconomics. – По нашим расчетам, если потребительские расходы останутся неизменными с июня по сентябрь, то III квартал в целом покажет рекордный рост ВВП на 26% в годовом исчислении. Другими словами, скачок экономики на двухзначную цифру в III квартале почти гарантирован».
Хотя не все настроены так оптимистично. Согласно выводам Бюджетного управления Конгресса США, реальный ВВП достигнет предпандемийного уровня не ранее середины 2022 года, после чего, вероятно, потребуется еще несколько лет для полного восстановления числа рабочих мест.
123rf.com
Хуже, чем ожидалось
Между тем в мае объем британского производства вырос лишь на 1,8%, хотя экономисты прогнозировали увеличение на 5,5%, пишет Bloomberg. При этом доходность государственных облигаций Великобритании обвалилась, также наблюдается слабый рост в секторе услуг. Cлабый скачок ВВП показывает, что V-образного восстановления экономики не происходит. Более того, эксперты ожидают в этом году сокращение ВВП страны почти на 9%, что станет самым большим спадом за столетие.
На днях министр финансов Великобритании Риши Сунак объявил о плане направить £30 млрд на спасение экономики страны. Среди мер – снижение налогов на покупку жилья, скидки на походы в рестораны, а также денежная поддержка работодателей, не увольняющих сотрудников.
Власти Великобритании уже направили более £160 млрд на восстановление экономики. Госдолг страны превысил ВВП впервые с 1963 года. По прогнозам Банка Англии, в этом году ВВП сократится на 14%.
Вырастет? Не вырастет?
Несмотря на опыт «испанки», многие эксперты не видят причин для радости. Как считают аналитики Bloomberg, полное восстановление мировой экономики после сильного спада в этом году исключено, а в 2021 году перспективы будут во многом зависеть от того, что происходит сейчас. Такой сценарий мало кто мог ожидать в начале года: многие экономисты прогнозировали рост экономики, а уверенность инвесторов поддерживало заключение торгового соглашения между США и Китаем. Несмотря на масштабные стимулирующие меры, принятые в условиях пандемии, мир переживает крупнейший экономический кризис со времен Великой депрессии.
По оценке Международного валютного фонда, к концу года доходы на душу населения снизятся в 170 странах мира, пишет портал Forinsurer. В январе МВФ прогнозировал, что 160 стран продемонстрируют рост экономики и доходов населения. При этом к концу 2021 года мировой ВВП, скорее всего, будет ниже, чем в конце 2019 года, считают экономисты HSBC Holdings Plc. Главный экономист Всемирного банка Кармен Рейнхарт на конференции Bloomberg Invest Global отметила: «Настоящее восстановление означает, что ваше состояние аналогично тому, что было до кризиса. Я считаю, что до этого далеко».
Другие эксперты, пытаясь спрогнозировать последствия нынешней пандемии коронавируса, настроены более позитивно. Так, Moody’s ожидает, что восстановление мировой экономики начнется уже во второй половине 2020 года. Цена на нефть в 2020 году в среднем будет на уровне $45 за баррель, а дальше вернется к диапазону $50–70. Goldman Sachs прогнозирует снижение мирового реального ВВП на 1% в 2020 году и отмечает, что экономика переживает не рецессию, а резкую и неожиданную остановку.
Столь противоречивые прогнозы выглядят как гадание на кофейной гуще. Думается, что подсчитывать потери и убытки, полученные в результате пандемии, еще рано. Ведь некоторые страны пока борются со второй волной COVID-19. К слову, вторая волна пандемии испанского гриппа была гораздо более разрушительной, чем первая. Сегодня возможность повторения такого сценария не исключена. Конечно, хочется верить в то, что нас ждет V-образное выздоровление, которое наблюдалось после испанского гриппа.
А вот что пишет известный британский экономический комментатор, помощник редактора The Daily Telegraph Джереми Уорнер: «Отталкиваясь от опыта «испанки», можно сделать вывод, что, как только нынешняя истерия прекратится, восстановление пойдет быстро, даже если экономика вырастет в несколько иной форме. Несмотря на недавний всплеск уровня инфицирования в США и развивающихся странах, есть все основания полагать, что этот момент может наступить раньше, чем мы думаем. Возрождение экономики более вероятно, чем ее крах. Ведь экономическое обновление всегда требует определенной степени разрушения.
Анастасия Яковлева
Еще больше новостей и материалов о Соединенном Королевстве - на сайте крупнейшей русскоязычной газеты Великобритании www.angliya.com