Найти в Дзене
О Москве нескучно

История одной из самых запутанных станций Московского метро

Оглавление

Почему станция #китай-город имеет две платформы? Что вообще нужно, чтобы такую станцию построить, и почему это сложно? Могут ли поезда столкнуться в тоннелях перед станцией? Откуда в торце перехода стоит бюст какому-то Ногину? И как навсегда перестать путать две похожие друг на друга платформы? Дочитайте до конца и узнаете.

Зачем здесь понадобилась станция?

На момент строительства станции "Китай-город" не существовало единой Калужско-Рижской линии. Их было две. Рижская от "ВДНХ" до "Проспекта Мира", а также Калужская от "Октябрьской" до "Калужской" (старая наземная станция). Однако между собой они не были соединены. Чтобы это сделать, требовалось построить несколько платформ в центре.

Схема метро 1967 года. Здесь видно оба участка будущей Калужско-Рижской линии, а также часть Таганско-Краснопресненской. С сайта www.metro.ru
Схема метро 1967 года. Здесь видно оба участка будущей Калужско-Рижской линии, а также часть Таганско-Краснопресненской. С сайта www.metro.ru

В то же время шла проходка нового участка Таганско-Краснопресненской линии в сторону Северо-Запада. Тогда функционировал только отрезок от "Выхино" (Ждановская) до "Таганской". В районе пересечения двух веток запроектировали станцию "Китай-город". Причём сделать её планировали самой необычной для Московского #метро на тот момент. Пересадка должна была стать кросс-платформенной. То есть обе платформы использовались двумя линиями сразу.

Это было очень удобно, потому что переход занимал мало времени. Чтобы сделать пересадку в одном направлении, достаточно было дойти до пути напротив. Кто-то даже подсчитал, что на это пассажир тратит всего 15 секунд. А если нужно было в другую сторону, требовалось перейти по небольшому мостику в параллельный зал. Однако с технической точки зрения всё оказалось куда сложнее. Для создания проекта сформировали целую группу архитекторов во главе с Александром Стрелковым.

Могут ли поезда столкнуться в тоннелях "Китай-города"?

Чтобы соорудить кросс-платформенную пересадку, нужно совпадение нескольких факторов. Во-первых, линии должны пересекаться под острым углом. Во-вторых, идти в одном направлении на конкретном участке. В-третьих, по возможности располагаться на одинаковой глубине. Платформы "Китай-города" распределили следующим образом. Правая сторона в обоих залах принадлежит Калужско-Рижской линии; левая - Таганско-Краснопресненской (если стоять лицом в сторону направления к "Тургеневской" и "Кузнецкому мосту").

Станция "Китай-город", Южный зал, 1971-1979.
Станция "Китай-город", Южный зал, 1971-1979.

Получается, что линии должны были пересекаться друг с другом. Конечно, в реалиях метрополитена представить такое невозможно. Поэтому перегонные тоннели на подходе к платформе, а также после неё перекрещиваются на разных уровнях. Это хорошо заметно на схеме путевого развития. Поэтому бояться, что поезда перепутают графики и столкнутся друг с другом, не стоит.

Схема путевого развития станции "Китай-город".
Схема путевого развития станции "Китай-город".

Тем более, что опыт таких проектов у советских метростроителей уже был. В 1961 году кросс-платформенная станция ("Технологический институт") открылась в Ленинграде. Изначально планировалось, что "Китай-город" сдадут в 1970 году. Уж очень она была нужна. Торопились настолько, что даже осуществляли проходку 6 тоннелей одновременно. Однако всё это не помогло - к установленной дате не успели. В итоге станция открылась только 3 января 1971 года.

Красоту надо рассмотреть

По конструкции станция колонная глубокого заложения - 29 метров. Хотя колонны достаточно массивные и чем-то даже напоминают пилоны. Южный зал (поезда едут в сторону "Котельников" и "Новоясеневской") оформили интереснее, чем Северный.

Южный зал станции "Китай-город".
Южный зал станции "Китай-город".

Колонны представляют собой длинные трёхгранные призмы. Они соединяются со сводами металлическим фризом с узором из пирамид разной формы. В эти же конструкции архитекторы спрятали освещение. Путевые стены облицованы бело-серым мрамором. А также украшены панно с чеканкой. Оно изображает серп и молот, звезду и голубя мира. Пол отделали кремовым мрамором.

Панно в Южном зале станции "Китай-город". Фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com
Панно в Южном зале станции "Китай-город". Фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com

Северный зал (поезда едут в сторону "Планерной" и "Медведкова") кажется более аскетичным. Оригинальность можно увидеть только, если присмотреться. Колонны имеют изломанные линии и чем-то напоминают гармошку. Они, как и путевые стены, облицованы кремовым мрамором. Причём местами оттенок меняется на красновато-жёлтый и даже голубовато-серый.

Северный зал станции "Китай-город".
Северный зал станции "Китай-город".

На путевых стенах также красуются литые плиты, на которых изображены горящий факел, серп и молот. Пол отделан серым гранитом. Также трудно не заменить оригинальные светильники. Учитывая изломанность всех линий, они вписываются вполне органично.

Панно в Северном зале станции "Китай-город". Фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com
Панно в Северном зале станции "Китай-город". Фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com

Как перестать путаться в двух залах "Китай-города"?

Интересно, что сначала станция была конечной для обеих линий. "Кузнецкий мост" и "Тургеневская" появились позже. Из-за этого один зал (южный) работал только на высадку, а другой (северный) - на посадку. Иным был не только порядок работы платформы, но и её название. Первоначально станция получила наименование "Площадь Ногина".

Станция "Площадь Ногина" на схеме Метрополитена 1975 года. С сайта www.metro.ru
Станция "Площадь Ногина" на схеме Метрополитена 1975 года. С сайта www.metro.ru

В честь Виктора Павловича Ногина. Он был ярым революционером. Кроме того занимал пост народного комиссара по делам промышленности и торговли. А также являлся членом Центральной ревизионной комиссии. В честь Ногина в торце перехода расположили бюст.

Бюст В.П. Ногина, фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com
Бюст В.П. Ногина, фото В. Кабанова с сайта www.metromost.com

Название "Китай-город" станция приобрела только в ноябре 1990 года, в честь исторической местности, в которой она располагалась. В то время

#московское метро как раз избавлялось от наименований времен #ссср . Многим конструкция платформы не нравится. Пассажиры говорят, часто путаются, в каком зале находятся. Особенно, когда назначают встречи. Тем более, что на первый мимолётный взгляд платформы кажутся похожими друг на друга.

Южный зал станции "Китай-город".
Южный зал станции "Китай-город".

По моему мнению, такая конструкция удобна. Достаточно лишь запомнить, схему движения поездов. Северный зал с огромным длинным светильником на потолке - это в сторону "Планерной" и "Медведкова". Южный зал с металлическим фризом, похожим по цвету на бронзу, в стону "Котельников" и "Новоясеневской". Если вы запомните это, то перестанете путаться.

Северный зал станции "Китай-город".
Северный зал станции "Китай-город".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!