Найти тему
Колеса Даром

Крепче стали! Где и как в шинах применяются арамидные волокна

Оглавление

Из таких высокофункциональных химических волокон, применяемых не только в шинах, изготавливаются материалы с различными названиями: арамид, кевлар, тварон и другие. Разберем, чем же они уникальны, где применяются, и в каких автошинах уже используются.

Что это такое?

Арамид – это сокращение от «ароматический полиамид». Первое применение такой полиамид получил в начале 1960-х годов, после его изобретения американской химической компанией DuPont.

Арамиды обладают уникальными свойствами, дающими им огромные преимущества по сравнению с другими волокнами, материалами и даже сталью:
- Высокая прочность. Арамидные ткани (материалы) в 5 раз прочнее стали при аналогичной массе!
- Огромная устойчивость к истиранию и механическому воздействию. Ткань способна защитить от пуль!
- Отсутствие точки плавления и низкая воспламеняемость. При очень высоких температурах материал сохраняет защитные качества, а при минусовых значениях защитные способности только усиливаются!
- Отсутствие электропроводимости, устойчивость к воздействию органических растворителей и микробов.
Один из видов арамидной ткани.
Один из видов арамидной ткани.

Самые известные арамидные материалы.

Существует много видов арамидных тканей, которые отличаются строением волокон, плотностью, типом плетения и другими свойствами.

Кевлар

Первый продукт из волокон арамида в 1964 году сделал сам разработчик – компания DuPont. Ткань назвали KEVLAR. Компания изготовила несколько образцов для шинных производителей, в расчете, что такой прочный материал будет востребован при изготовлении каркасов радиальных шин.

Отзывы шинников были многообещающими, и DuPont вложила огромные средства в запуск производства нового материала. Однако чуть позже производители шин решили сделать ставку все же на сталь, которая была значительно дешевле и доступнее.

Чтобы избежать финансового провала, DuPont грамотно предложила новейший материал армии, полиции и другим силовым структурам США. В ходе испытаний легкий и прочный кевлар смог остановить пулю 38-го калибра.

Пуленепробиваемый композитный материал из кевлара в Военно-историческом музее Бундесвера. Фото: upload.wikimedia.org
Пуленепробиваемый композитный материал из кевлара в Военно-историческом музее Бундесвера. Фото: upload.wikimedia.org

Волокна начали массово использовать при производстве бронежилетов, касок, проводов, обмундирования. Из кевлара шили очень прочные рабочие перчатки, которые повредить было невозможно.

Кевларовый армейский шлем.
Кевларовый армейский шлем.

Тварон

Аналогичная кевлару по качеству ткань, которую производит компания «Тейджин Арамид» в Японии и Нидерландах. Легкий вес, суперпрочность и упругость, инертность к химическим реагентам, диэлектрическая и термическая устойчивость делают тварон уникальным.

Tварон – ткань из волокон пара-арамида. Фото: upload.wikimedia.org
Tварон – ткань из волокон пара-арамида. Фото: upload.wikimedia.org

Арселон и СВМ

В 1970 году в СССР был произведен синтетический высокопрочный материал, который так и назвали – «СВМ». Чуть позже в Белорусской ССР запустили производство арселона – отечественного аналога номекса. Номекс – это мета-арамидная ткань от DuPont, которая более эластична чем кевлар и выдерживает большие термические нагрузки.

Сейчас в России и Белоруссии эти легкие, инертные, эластичные материалы применяют для изготовления спецодежды военным, пожарным, металлургам, сварщикам. Арселон используют для обивки салонов самолетов и железнодорожных вагонов.

Производство термостойкой нити Арселон на ОАО "СветлогорскХимволокно". Фото: upload.wikimedia.org
Производство термостойкой нити Арселон на ОАО "СветлогорскХимволокно". Фото: upload.wikimedia.org

Применение в шинах.

Сегодня арамид применяется везде, но почему-то только в шинной индустрии он внедряется медленными темпами, начиная с десятых годов нынешнего века. Скорее всего, толчком к использованию послужили рост производства высокотехнологичных автомобилей, увеличившиеся скорости и возросшие требования к шинам.

Технология Nokian Tyres – «Aramid Sidewalls»

Финские шинный концерн стал пионером и пока удерживает лидерство в использовании арамидных волокон для производства шин. Усиление боковин покрышек арамидом, обеспечивающее надежную защиту от боковых порезов и других повреждений, с каждым годом охватывает все больше моделей Nokian Tyres.

Сегодня их запатентованная технология «Aramid Sidewalls» применяется пока только в боковинах шин для кроссоверов и внедорожников, а также для легкогрузовых автомобилей (пикапы и микроавтобусы). Технология используется в модельных линейках: Hakkapeliitta, Rotiiva, Hakka, Rockproof и WR. Возможно, в ближайшем будущем это коснется и легковых моделей шин.

Шина Nokian с арамидными волокнами в боковине и логотипом применяемой технологии Aramid Sidewalls.
Шина Nokian с арамидными волокнами в боковине и логотипом применяемой технологии Aramid Sidewalls.

Nokian Tyres имеет основания гордиться своим ноу-хау. В сети и на сайте производителя выложено много видеороликов, доказывающих эффективность усиления шинных боковин арамидными волокнами. Это подтверждают и сами владельцы автомобилей SUV-класса.

Эксперимент с шиной Nokian с арамидными волокнами в боковине. Проезд через препятствие на скорости, после чего шина остается целой.
Эксперимент с шиной Nokian с арамидными волокнами в боковине. Проезд через препятствие на скорости, после чего шина остается целой.
Эксперимент с шиной Nokian без арамидных волокон в боковине. Проезд через препятствие на скорости, после чего заметно сквозное повреждение боковины покрышки.
Эксперимент с шиной Nokian без арамидных волокон в боковине. Проезд через препятствие на скорости, после чего заметно сквозное повреждение боковины покрышки.

Красноречивым доказательством может служить и установленный мировой рекорд скорости по езде на двух колесах автомобиля, обутого в шины Nokian с технологией «Aramid Sidewalls». Рекорд скорости в 186,269 км/ч был установлен в Финляндии гонщиком-экстремалом Весой Кивимяки в конце августа 2016 года.

А: крупный план одной из двух шин Nokian, на боковинах которых был совершен рекорд. Б: за миг до финиша на максимальной скорости на двух колесах.
А: крупный план одной из двух шин Nokian, на боковинах которых был совершен рекорд. Б: за миг до финиша на максимальной скорости на двух колесах.

Goodyear применяет кевлар

Американская Goodyear начала применять арамидные волокна KEVLAR в своей шине для бездорожья Wrangler All-Terrain Adventure. Из кевлара инженеры разработали для этой модели сверхпрочный двойной брекерный пояс для усиления протектора, предотвращая его проколы и порезы. А вот боковины шины укреплены вторым каркасным слоем по технологии Durawall.

Шина Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure с кевларовым брекерным поясом под протектором и логотипом технологии на боковине. Источник: discounttirebuyers.com
Шина Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure с кевларовым брекерным поясом под протектором и логотипом технологии на боковине. Источник: discounttirebuyers.com

MICHELIN использует тварон

Французские шинники взяли на вооружение арамидный материал TWARON, который внедрили в производство высокоскоростных шин MICHELIN Pilot Super Sport. За счет высокой стойкости к растяжению материал используют для дополнительного брекерного слоя под протектором. Благодаря этому профиль шины на высоких скоростях остается полностью управляем, а площадь пятна контакта не изменяется даже на высоких скоростях.

Брекерный слой из тварона в шине MICHELIN Pilot Super Sport. Источник: response.jp
Брекерный слой из тварона в шине MICHELIN Pilot Super Sport. Источник: response.jp

Технология «Aralon350™» от Continental

Немецкий шинный концерн решил покорять скорость с помощью собственной технологии адаптивного гибридного слоя для брекера «Aralon350», состоящего из волокон арамида с добавлением нейлона. Этот слой, находящийся, как и у мишленовского конкурента под самым протектором, применяется в каркасе премиальной спортивной модели Continental Sport Contact 6.

Технология «Aralon350» позволяет шине Continental Sport Contact 6 сохранять стабильные характеристики на скорости до 350 км/ч. Источник: continental.ru
Технология «Aralon350» позволяет шине Continental Sport Contact 6 сохранять стабильные характеристики на скорости до 350 км/ч. Источник: continental.ru

Hankook не отстает

Корейские шинники в прошлом году представили миру свою новую шину UHP-класса (сверхвысокой производительности) Hankook Ventus S1 evo 3 для легковых и SUV-автомобилей. Эта шина, так же как и предыдущие аналоги от «Мишлен» и «Континенталь», имеет под протектором экранирующий слой брекера из композитного материала на основе арамидного волокна. Технология усиливает протектор, особенно при ускорении и торможении, а сама покрышка снижает увеличение окружности качения на скоростях свыше 300 км/ч.

Конструкция шины Hankook Ventus S1 evo 3. Дополнительный усиливающий слой брекера из арамидных волокон под протекторным слоем. Источник: hankooktire.com
Конструкция шины Hankook Ventus S1 evo 3. Дополнительный усиливающий слой брекера из арамидных волокон под протекторным слоем. Источник: hankooktire.com

В истории с арамидом парадокс заключается в следующем: материал, который более полувека назад был разработан для шинной индустрии, стал востребован везде, но только не у шинников. Хоть этот материал и дороже стали, но все его преимущества налицо.

Без арамида (кевлара, тварона и т.п.) сейчас не обходится ни армия, ни авиационная промышленность. В производстве спецодежды и спортивной экипировки (теннис, парусный спорт, маунтинбайк и т.д.) также давно применяются ткани из арамидных волокон.

Остается надеяться, что лидеры мирового шинного производства в скором времени начнут практиковать применение арамидных волокон не только в премиальных моделях, но и во всех своих линейках шин. Чему многие автовладельцы, мы считаем, будут благодарны!

С вами был канал «Колеса Даром». Надеемся, что информация была для вас полезной. Другие наши публикации здесь. Не забывайте про комментарии или подписку 😉