Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века).Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич 1844-1908 годы жизни С 1677 года потомки Венцеслава Корсака, Григория, Федора и Воина Корсаковых « по из прошению стали писаться Римскими-Корсаковыми». Потомки Римских-Корсаковых служили Российскому Престолу стольниками, воеводами и в других «знатных чинах», «им были пожалованы разные поместья». Родители Н.А.Римского-Корсокова: Отец – Андрей Петрович Римский-Корсаков, 1784-1862 годы жизни, незаконный сын (позднее он был усыновлен и признан законным) Петра Воиновича Римского - Корсакова, новгородского губернского предводителя дворянства, и Авдотьи Яковлевны, дочери Псковского священника, похищенной от ее отца. После смерти первой жены урожденной княжны Мещерской, Андрей Петрович унаследовал хорошее подмосковное имение, но вскоре потерял его. В Александровские времена Андрей Петрович был масоном. Со временем отказался от масонства, но остался чрезвычайно религиозным, читал много духовных книг и постоянно до конца своих дней делал из них много

Римский-Корсаков Николай Андреевич

1844-1908 годы жизни

Н.А.Римский-Корсаков.
Н.А.Римский-Корсаков.
Автограф Н.А.Римского-Корсакова
Автограф Н.А.Римского-Корсакова

С 1677 года потомки Венцеслава Корсака, Григория, Федора и Воина Корсаковых « по из прошению стали писаться Римскими-Корсаковыми». Потомки Римских-Корсаковых служили Российскому Престолу стольниками, воеводами и в других «знатных чинах», «им были пожалованы разные поместья».

Родители Н.А.Римского-Корсокова:

Отец – Андрей Петрович Римский-Корсаков, 1784-1862 годы жизни, незаконный сын (позднее он был усыновлен и признан законным) Петра Воиновича Римского - Корсакова, новгородского губернского предводителя дворянства, и Авдотьи Яковлевны, дочери Псковского священника, похищенной от ее отца.

После смерти первой жены урожденной княжны Мещерской, Андрей Петрович унаследовал хорошее подмосковное имение, но вскоре потерял его. В Александровские времена Андрей Петрович был масоном. Со временем отказался от масонства, но остался чрезвычайно религиозным, читал много духовных книг и постоянно до конца своих дней делал из них многочисленные выписки. Последняя его должностью на казенной службе - гражданское губернаторство в Волынской губернии, где он был всеми любим. В 1830 –х годах он ушел в отставку, и поселился в Тихвине вместе с братом Петром Петровичем в собственном доме, получая небольшую пенсию. Он был противником крепостного права, поэтому всех своих многочисленных дворовых отпускал одного за другим и так освободил всех. Освободив всех, он нанял прислугу из своих бывших крепостных. Андрей Петрович хорошо играл на фортепьяно, пел, аккомпанируя себе сам, имел хороший слух и память. Его брат Павел Петрович Римский-Корсаков так же обладал музыкальными способностями, прекрасно и бегло играл на слух (не зная нот) целые увертюры и другие пьесы. Андрей Петрович был похоронен в Тихвинском Большом мужском монастыре.

Мать – Софья Васильевна Васильева 1802-1890 годы жизни, незаконная дочь (позднее удочерена и признана законной)Василия Федоровича Скарятина, брата известного богача Якова Федоровича Скарятина, которому принадлежал почти весь Малоархангельский уезд Орловской губернии, и дворовой крепостной девушки из села Троицкого, Малоархангельского уезда. Софья Васильевна в молодости училась играть на фортепьяно, имела хороший слух и голос.

Брат – Воин Андреевич Римский Корсаков 1822-1871 годы жизни, с 1862 был назначен директором Морского корпуса в Санкт-Петербурге.

Н.А.Римский-Корсаков
Н.А.Римский-Корсаков

Юность Н.А.Римского Корсакова; поступление в Морской корпус, присвоение звания гардемарина; знакомство с М.Балакиревым:

Н.А.Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине, Новгородской губернии. Его семья жила в собственном доме, на краю города, на берегу Тихвинки, на другой стороне реки напротив их дома находился Тихвинский мужской монастырь. К рождению Н.А.Римского- Корсакова его отец уже был в отставке.

Дом в Тихвине, где родился Н.А.Римский-Корсаков.
Дом в Тихвине, где родился Н.А.Римский-Корсаков.

С шести лет Н.А.Римского-Корсакова начали учить игре на фортепьяно, первая учительница была их соседка Екатерина Николаевна Унковская, через два года взяли другую учительницу, гувернантку соседей, под ее руководством он сделал некоторые успехи, затем была еще одна учительница – Ольга Феликсовна Фель. В детстве у Николая Римского-Корсакова уже проявились и превосходная память и абсолютный слух. Он не очень любил музыку: «музыку я не особенно любил, или, хоть и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления, или по крайней мере слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты» - вспоминал Н.А.Римский-Корсаков. В одиннадцать лет он начал писать музыку (первое сочинение – дуэт «Бабочка»).

В 1856 году Н.А.Римский-Корсаков поступил в Морской корпус в Петербурге. Быть музыкантом он не мечтал, его пленяла мысль быть моряком, его дядя Николай Петрович (известный адмирал) и брат Воин Андреевич были моряками.

Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1871 года.
Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1871 года.

В 1858 году его старший брат Воин Андреевич, командир артиллерийского корабля «Прохор», взял Николая Андреевича на лето в плавание. Брат старался приучить его к морскому делу.

Учась в Петербурге, Н.А.Римский-Корсаков с П.И.Головиным, другом его старшего брата, часто посещал оперу, симфонические концерты, спектакли. Страсть к музыке постепенно развивалась.

В Петербурге он продолжил брать уроки музыки, его учителем стал виолончелист Александринского театра Улих, который был плохим пианистом (по воспоминаниям Н.А.Римского-Корсакова). Вскоре Улих сам отказался давать ему уроки, и порекомендовал обратится к настоящему пианисту, так с 1860 году он стал заниматься с Ф.А.Канилле, отличным пианистом и педагогом. По совету Ф.А.Канилле Н.А.Римский-Корсаков начал посещать вечера у М.Балакирева. С первой встречи М.Балакирев произвел на него громадное впечатление: превосходный пианист, играющий все на память, талантливый композитор. Н.А.Римский-Корсаков писал: «Балакирев любил меня, как сына и ученика, то я был просто влюблен в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной.».

Н.А.Римский-Корсаков. 1891 год
Н.А.Римский-Корсаков. 1891 год

В 1862 году Н.А.Римский-Корсаков закончил Морское училище со званием гардемарина (окончившим училище всем присваивалось звание гардемарина, после двух лет службы гардемаринам присваивался офицерский чин), и был назначен на клипер «Алмаз» в кругосветное плавание, которое продлилось два года и восемь месяцев, через два года ему было присвоено звание – мичман.

Фотография 1874 года. Н.А.Римский-Корсаков.
Фотография 1874 года. Н.А.Римский-Корсаков.

С сентября 1865 года для Н.А.Римского-Корсакова началась Петербургская музыкальная жизнь, начались усиленные занятия в кружке Балакирева над музыкальным образованием.

Служба не занимала много времени (он был переведен в 8-й флотских экипаж, служба его заключалась в дежурствах по экипажу и по магазинам морского ведомства), и все свободное время он посвящал музыке. Посещая М.Балакирева, познакомился с А.Бородиным, с Ц. Кюи, и т.д., особенно тесно он сдружился с М.Мусоргским (одно время они даже вместе снимали квартиру).

В декабре 1865 года была исполнена первая симфония Николая Андреевича, его первое сочинение. До этого в России, за исключением А.Г.Рубинштейна, никто не писал симфоний, М.Глинка, А.Даргомыжский, М.Балакирев и другие создавали симфоническую музыку в форме увертюр, фантазий и т.д.

Н.А.Римский-Корсаков в своем кабинете.
Н.А.Римский-Корсаков в своем кабинете.

В 1873 году Н.А.Римский – Корсаков был назначен инспектором военных оркестров флота, а 1884 году должность инспектора военных оркестров была упразднена, и он оставил службу в морском ведомств.

Надежда Николаевна Римская-Корсакова. Фотография 1872 года
Надежда Николаевна Римская-Корсакова. Фотография 1872 года

Жена Н.А.Римского-Корсакова – Надежда Николаевна Пургольд:

Надежда Николаевна (рожденная Пургольд) Римская-Корсакова родилась 19 октября 1848 года в Санкт-Петербурге.

Надежда Николаевна Пургольд уже с детства проявляла музыкальные способности, до девяти лет ее обучала игре на фортепиано ее старшая сестра Софья Николаевна, позднее она четыре года была ученицей известного педагога Штанге, ему она обязана знакомству с классической музыкой – Гайдном, Моцартом, Бетховеном, Мендельсоном. Затем с ней занимался известный пианист, профессор Консерватории Герке А.А., а теорию музыки ей преподавал профессор Зарембо Н.И.. Она стала прекрасной пианисткой, вместе со своей старшей сестрой, Александрой Николаевной( в замужестве Молас), известной певицей, вращалась в кружке «новой русской школы». М.Мусоргский называл ее «наш милый оркестр». Она была не только отличной пианисткой, но и «прекрасной композиторшей». Надежда Николаевна сделала много фортепианных переложений оркестровых произведений, из крупных: «Антар», «Садко» (Н.А.Римского-Корсакова); «Ромео и Джульетта», «Буря» (Чайковского П.И.), некоторые произведения А.С.Даргомыжского и мн.др. Ее переложения по достоинству были оценены в музыкальном мире.

В первый раз Н.А. Римский-Корсаков встретился с Надеждой Николаевной Пургольд на даче в Лесном, куда он приехал с Даргомыжским А.С. и супругами Кюи. Семья Пургольд: мать Анна Антоновна, три сестры – Софья Николаевна (в замужестве Ахшарумова), Александра Николаевна и Надежда Николаевна, и пожилой их дядя – Владимир Федорович, заменивший сестрам их отца, часто устраивала у себя музыкальные вечера, на них собирались молодые петербургские музыканты. Эти вечера вместе с М. Мусоргским, А. Даргомыжским, М.Балакиревым стал посещать и Н.А.Римский-Корсаков. Н.А.Римский – Корсаков написал романсы «Ночь» и «Тайна», посвятив их сестрам Пургольд, первый Надежде, второй Александре.

Семья Пургольд была дружна с семьей А.С.Даргомыжского, долгое время они были соседями по дому в Санкт-Петербурге. Надежда Николаевна много играла с А.С.Даргомыжским в четыре руки.

Фотография 1904 года. Н.А.Римский-Корсаков в кругу семьи.
Фотография 1904 года. Н.А.Римский-Корсаков в кругу семьи.

В декабре 1871 года Надежда Николаевна стала невестой Н.А.Римского-Корсакова. Свадьба состоялось летом 1872 года в Парголове, венчание происходило в церкви Шуваловского парка. М.Мусоргский был шафером. После свадьбы молодые отправились в Швейцарию и северную Италию.

Первое свое крупное произведение, написанное после свадьбы, оперу «Майская Ночь» Н.А.Римский-Корсаков посвятил своей молодой жене.

Семейное счастье Н.А.Римского-Корсакова продлилось 36 лет.

Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1905 год
Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1905 год

Цензурные претензии к либретто «Псковитянка»:

С 1868 года по 1871 год Римский-Корсаков работал над «Псковитянкой». В январе 1872 года он представил либретто в драматическую цензуру. К либретто было много претензий: цензура запретила использовать слова вече, вольница, степенный посадник и т.п. Поэтому они были заменены словами: сходка, дружина, псковский наместник (претензии основаны на том, что в либретто не должно быть намека на республиканскую форму правления в Пскове). Римскому-Корсакову пришлось переделать часть либретто: второй акт из веча в простой бунт. Но основное цензурное препятствие оказалось в указе 1840 года по которому нельзя было царствовавших особ, правящих до дома Романовых, «выводить на сцену в операх, дозволяется только в драмах и трагедиях»( «как может царь вдруг запеть какую нибудь песенку»). Римский-Корсаков начал искать ходы как обойти этот указ. Для этого он обратился к Великому Князю Константину Николаевичу с просьбой об отмене устаревшего высочайшего указа о запрещении вводить в оперы царствующих особ до дома Романовых. Благодаря протекции В.К.Константина Николаевича указ был отменен. Опера была принята к постановке. Первое представление состоялось первого января 1873 года на Мариинской сцене. В первый сезон опера давалась десять раз при полных сборах. Первое переложение «Псковитянки» для фортепиано с голосом вышло в печати в издании «Бессель и К», но издание вышло со множественными опечатками как в музыке так и в словах.

Н.А.Римский-Корсаков. 1898 год.
Н.А.Римский-Корсаков. 1898 год.

В 1876-1878 годах Римский-Корсаков переделал «Псковитянку», и обратился в дирекцию театров о желании видеть ее на сцене в новом виде. Но опера так и не была поставлена в этом виде.

В 1894 году он закончил третью редакцию оперы «Псковитянка», дополнив ее прологом под названием «Боярыня Вера Шелога», и уже в 1895 году состоялось первое представление «Псковитянки» (в третьей редакции) в Панаевском театре. Затем в 1896 году в Московском театре Солодовникова в Москве, а в 1901 году в Большом театре Москвы.

Уголок рабочего кабинета в Санкт-Петербурге Н.А.Римского-Корсакова.
Уголок рабочего кабинета в Санкт-Петербурге Н.А.Римского-Корсакова.

Музыкальная жизнь Н.А.Римского-Корсакова:

Около сорока лет своей жизни Николай Андреевич Римский-Корсаков посвятил Петербургской консерватории, в которой занимал кафедру инструментовки, теории музыки и композиции. В 1904 году он получил звание заслуженного профессора Петербургской Консерватории.

Н.А.Римский-Корсаков написал ряд пользующихся большой популярностью опер: «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Майская ночь», «Кощей Бессмертный», «Сказание о великом граде Китеже», и последнюю оперу «Сказка о золотом петушке». Во многих оперных партитурах Римский-Корсаков пользовался древними русскими песнями, воспроизведенными с полным сохранением народного стиля.

Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов. Фотография 1908 года.
Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов. Фотография 1908 года.

Не менее ярок изобразительный колорит и в остальных симфонических партитурах. Ярко выделяются: «Фантазия на сербские темы», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра», сказка «У лукоморья дуб зеленый». Римский - Корсаков был мастер и в области романса.

Римский-Корсаков Н.А. и А.К.Глазунов 1903 год
Римский-Корсаков Н.А. и А.К.Глазунов 1903 год
Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов. фотография 1907 года.
Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов. фотография 1907 года.

За два года до смерти Н.А.Римский-Корсаков начал составлять учебник по инструментовки.

Все прежние учебники инструментовки для практических иллюстраций брали примеры из сочинений всех выдающихся композиторов. Римский-Корсаков иллюстрировал свой труд исключительно образцами из своих собственных произведений. После смерти Н.А.Римского-Корсакова учебник был подготовлен к печати и выпущен в свет А.К.Глазуновым и М.Штейнбергом.

Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1904 года.
Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1904 года.

Смерть Н.А.Римского-Корсакова, причины, прощание:

В последние годы у Н.А.Римского-Корсакова, от неустанной работы, развилась грудная жаба (стенокардия). Первый приступ случился в начале весны 1908 года, но затем ему стало легче, и семья Римского-Корсакова перевезла его в имение Любенск, где он и скончался в ночь с 7-го на 8-е июня, на руках семьи, в припадке грудной жабы.

Всего за три дня до кончины он отпраздновал свадьбу своей младшей дочери с М.О.Штейнберг, его учеником.

Усадьба в Любинске, в которой скончался Н.А.Римский-Корсаков
Усадьба в Любинске, в которой скончался Н.А.Римский-Корсаков

По предположению А.К.Глазунова (его любимого ученика), кончина Н.А.Римского-Корсакова могла быть ускорена получением двух писем. В одном сообщалось о запрещении цензурой постановки его последней оперы «Золотой петушок», в другом отказ общества французских композиторов принять его в члены общества, что лишало его возможности пользоваться гонораром при постановке его оперы во Франции.

Траурная процессия на Вознесенском проспекте.
Траурная процессия на Вознесенском проспекте.

Гроб с телом был привезен в Санкт-Петербург 10 июня, и всю дорогу по Измайловскому проспекту и Вознесенскому проспекту до Консерватории (в церкви консерватории отпевали Римского-Корсакова) его несли музыканты и почитатели. Процессия собрала огромное количество представителей музыкального мира, молодежи и его почитателей. Погребение Н.А.Римского-Корсакова состоялось 11 июня на кладбище Новодевичьего монастыря.

Вынос гроба с прахом Н.А.Римского-Корсакова из Консерватории.
Вынос гроба с прахом Н.А.Римского-Корсакова из Консерватории.
Траурная процессия у Измайловского моста
Траурная процессия у Измайловского моста
Траурная процессия у Харламова моста.
Траурная процессия у Харламова моста.
Могила Н.А.Римского-Корсакова на кладбище Новодевичьего монастыря в день погребения.
Могила Н.А.Римского-Корсакова на кладбище Новодевичьего монастыря в день погребения.
Портрет Н.А.Римский-Корсаков. 1907 год. художник В.А.Серов
Портрет Н.А.Римский-Корсаков. 1907 год. художник В.А.Серов
Произведения Н.А.Римского-Корсакова в издании «В.Бессель и К»
Произведения Н.А.Римского-Корсакова в издании «В.Бессель и К»

-