Да, я действительно считаю, что все вот эти курсы по успешному успеху от гуру успешности – бесполезны. И даже истории реально реализовавших себя людей – для большей части аудитории бесполезны. Это лишь мое мнение и на истину в последней инстанции я не претендую. Однако, свою точку зрения попробую обосновать.
Все данные, которыми оперируют авторы курсов, представляют собой классическую ошибку выжившего. Самая знаменитая история, которая эту ошибку иллюстрирует, звучит так:
Во времена второй мировой. Изучая возвращающиеся на базу изрешечённые пулями самолёты, американское армейское начальство решило укрепить те части, в которые попало большинство пуль. Но математик Абрахам Вальд обратил внимание командования на то, что настоящей угрозой являются не те повреждения, с которыми самолёты возвращались домой, а те, с которыми они вернуться на смогли. А значит, нужно смотреть туда, где дырок от пуль нет — возможно, самолёт вернулся на базу именно потому, что туда не попали.
Эта ошибка возникает тогда, когда по одной группе - «выжившим» есть много данных, а по другой - «погибшим» данных очень мало. Составители курсов совершают огромную ошибку, когда делают выводы на основе нерелевантных данных.
Если все миллиардеры встают в 5 утра и читают газету – это вовсе не значит, что, поступая так же, вы добьетесь схожего финансового результата. Ведь систематизируя данные, никто не учел какое количество людей встают в 5 утра, читают газету, но миллиардерами не становятся. Не каждый кто бросил учебу и открыл бизнес в гараже стал Биллом Гейтсом.
По моему мнению, истории неуспеха имеют столь же большое значение, как и успешные. Там мы можем понять где была допущена ошибка и избежать ее в будущем. К сожалению, пока никто не систематизировал неуспех и не выпустил курс на тему «Как миллионы обгадились на пути к достатку». Это куда полезнее, чем курс «Как один надел синий костюм, часы с Алиэкспресса и стал успешным инфобизнесменом».
Для тех, кто любит всякие такие курсы по успешности, есть один совет (не мой):
Делай то же, что делает спикер, а не то что он говорит делать.
Не надо покупать франшизу чего-то, если ее владелец зарабатывает деньги рассказывая какая она классная, а не непосредственно с бизнеса, который так хвалит.