В общеобразовательной школе домашние задания крайне необходимы.
Но на курсе комиксостроения я не даю домашние задания. И вот почему.
Иногда (редко) говорю человеку - тебе нужно сделать то-то и то-то. Например, поделать наброски, или потренировать штриховку. Но в большинстве случаев я ничего не говорю: ученики знают, что дома им нужно просто по возможности продолжать проект.
В школе ученику задают задание, а потом проверяют качество выполнения. Сам ученик не занимается планированием и целеполаганием.
Он действует как простой исполнитель. Это приспосабливает его к промышленному производству.
Но в искусстве такой метод не сработает. В искусстве автор сам ставит перед собой цель и оценивает исполнение.
Моя задача вырастить не исполнителя, а, если угодно, предпринимателя. Если человек научится сам, без внешней поддержки, находить идею, продумывать ее, прописывать план и доводить его до результата, то этот навык поможет далеко не только в искусстве, но и в любом деле, вплоть до создания своего бизнеса.
В школе ругают и наказывают за невыполнение домашней работы. В жизни никто не ругает нас за нашу лень или демотивированность.
Мы просто не получаем жизненные блага, которые могли бы получить. Просто живем менее интересной, менее качественной жизнью. Вот какую мысль я доношу до учеников.
Важно привить ученику как навыки исполнителя, с чем справляется школа, так и навыки предпринимателя.
Индивидуальный художник - комиксист, мангака, живописец, даже дизайнер на фрилансе - во многом предприниматель. Когда вы рисуете большой комиксный проект, над вами нет начальника.
В комиксном деле вы зачастую сами для себя и начальник, и исполнитель, и продюсер, и продавец. Вам нужно оценить свои возможности, правильно распределить силы, оценить рынок и сделать продукт, который окажется востребованным.
Вот чему я стремлюсь научить ребят.
Образование - это не только технология, но и вид искусства.
Максим Маркевич, студия Арктодус