Найти в Дзене
Когда мама педагог

Цифровой мир: сейчас и завтра

Навеяно ощущениями после самоизоляции.

Неожиданно в марте 2020 года окружающий мир сошел с ума. Оказывается, это так просто: отменить все авиарейсы, перекрыть границы, запретить гулять в парках, встречаться в кафе и отмечать праздники. Заставить всех бояться друг друга, шарахаться на 1.5 м от знакомых и незнакомых, судорожно подсчитывать сомнительную статистику заболевших неизвестным вирусом. Тот мир, где мы росли, учились, влюблялись, путешествовали и работали, больше не существует. А что же появилось вместо него?

Парк закрыт. Оставайтесь дома. Оставайтесь живы. Вот так выглядит новая реальность. Источник фото pixabay.com, автор Queven
Парк закрыт. Оставайтесь дома. Оставайтесь живы. Вот так выглядит новая реальность. Источник фото pixabay.com, автор Queven

Утопические мечты об идеальном обществе сейчас неактуальны, гораздо чаще в нашей - настоящей, реальной уже - жизни проявляют черты антиутопий. Тотальный контроль, виртуальная реальность, сегрегация общества по уровню образования и интеллекта все ближе, социальные лифты выключаются, а проблемы развития мозга становятся обсуждаемыми не только среди профессионалов, но и обычных родителей.

Тенденция заменять живое общение виртуальным четко прослеживается во всех сферах жизни.

Дистанционное образование - живое тому подтверждение. Кстати, эксперимент весны 2020, вроде, признан удачным, и внедрение дистанционных технологий на всех уровнях образования продолжится. Как педагог-дошкольник, я резко против подобных экспериментов. Нет в онтогенезе механизмов развития мозга через онлайн-трансляции.

Дети, от младших школьников до подростков, сидят рядом, но каждый в своем смартфоне. В лучшем случае, они вместе играют в компьютерную игру или записывают совместное видео в likee или tiktok. Раньше "играют рядом, но не вместе" говорилось о детях до 3-х лет, еще не умеющих строить социальные отношения, а теперь эта ситуация характерна для людей любого возраста.

Дети играют вместе. Источник фото pixabay.com, автор Peggy_Marco
Дети играют вместе. Источник фото pixabay.com, автор Peggy_Marco

Покупки-онлайн - тоже уже часть жизни. Я, живя в деревне, практически вынуждена пользоваться именно онлайн-магазинами, если хочу одежду не с рынка или что-то, выбивающееся из ассортимента "Магнита" или "Пятерочки". Моя мама 65 лет - заядлый покупатель Озона, весной закупила там масок и перчаток на космическую сумму, а в нормальное время заказывает и мелочевку, типа бытовой химии, и подарки на дни рождения подруг в интернете.

Онлайн-курсы для взрослых представлены в любых сферах жизни - от построения женского счастья до дополнительного сертификата врача-невролога. По крайней мере, именно такие рекламы высвечиваются у меня в директе постоянно.

Собственно, курсы для взрослых - это единственная сфера, где онлайн-образование оправдано и целесообразно. Лобные доли сформированы: человек знает чего хочет, может регулировать свое поведение, умеет заставить себя заниматься неинтересной, рутинной, но необходимой в данный момент деятельности. При таких вводных дистанционные курсы действительно расширяют границы, позволяют специалистам из глубинки иметь равные шансы со столичными, способствуют повышению (не созданию с нуля!) профессиональной квалификации. Это прогресс, это удобно. И это, пожалуй, единственное преимущество нового мира.

Как будет выглядеть мир победившей виртуальной реальности? Как будут жить, работать, строить семью наши дети, с младенчества не умеющие играть, взаимодействовать со сверстниками и лишенные традиционного "живого" образования?

На похожую тему я размышляла в октябре 2019: куда ведет оптимизация образования, на примере дошкольного образования. Не ожидала, что будущее уже настолько рядом...