Юрий Милдеберг
Эстония, г. Таллин
mildeberg9@gmail.com
«Юрий Милдеберг – веселый сказочник для взрослых, который поместил
весь Таллин в стеклянный аквариум».
«Его мир имеет свои собственные правила и понятия истины, которые
щекочут чувство абсурда. Милдеберг предлагает чувствам все виды
субъективных истин одновременно».
Почетный профессор Виве Толли (Vive Tolli), Эстония
КМ: Юрий, что для вас кукла? Интересны ваши мысли и отношение к ней.
Ю.М.: Кукла – это соглашение. В ней мощь, и тайна, и магия. Возьмем
хотя бы вуду, там просто должен присутствовать какой-то физический
вспомогательный объект; хорошо, если на нем есть еще и детали, связанные с самой личностью! Тогда через них можно будет воздействовать на этого конкретного человека; воздействие простой силой мысли конечно же не так эффективно! И дети, они лепят из носового платка комочек, и у этого комочка откуда ни возьмись появляется имя и характер. Или из деревянных палочек – коровы-поросята-барашки. Вовсе
не надо быть крестьянским ребенком XIX века, чтобы играть со всем
этим, современный ребенок умеет пасти такое стадо, конечно, если после пребывания в виртуальном мире у него хватит для этого времени.
Очень хороший пример – это так называемые имагинарные куклы Ксении Шинковской, которая творит сущностей из войлока. У них вместо рук и ног какие-то трансформируемые культяшки, как у амеб, и обычно
только один глаз, но это несомненно личности, можно даже представить их характер, их прошлое, предугадать их судьбу!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Лет двадцать я рисовал картины. Иногда, занимался моделями паровозиков в масштабе, но и другими детскими пристрастиями. И тут вдруг в один прекрасный миг я понял, что именно мир кукол – это тот первобытный полный тайн настоящий мир!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
КМ: Чем объясняется ваша любовь к дереву и образам именно людей?
Ю.М.: Мне очень нравятся лица людей. Может быть, дело в моих генах –
мой отец Александр Милдеберг был графиком и портретистом. Он запечатлел сотни тысяч лиц, в числе которых многие эстонские писатели,
художники, композиторы. До изготовления последнего так называемого парадного портрета он, как правило, делал наброски на простую
рисовальную бумагу, затем использовал технику сухой иглы, линографику, акватинту (эстампы) и бог знает что еще. И только после этого, в самом конце, рождался настоящий портрет, в технике меццо-тинто или иногда в смешанной технике глубокой печати. В любом случае его работа предполагала высокую концентрацию и полную самоотдачу. Я не так основателен, как был он. Предварительной работы особо не провожу, просто смотрю на людей и вырезаю по дереву. Эти лица, которые потом получаются, имперсональны, просто такие обобщения.
Резка по дереву сама по себе не занимает много времени, но там есть
такая сложность, что, в отличие от картин, делая которые, я более или
менее знаю, что должно получиться, трехмерный объект рождается путем проб и попыток. Никогда не знаешь, как будет выглядеть готовая работа; и конечно же никогда не знаешь, как она должны выглядеть!
Зачастую у меня вертится в памяти какая-нибудь шутка или афоризм
(вначале же было слово, не правда ли!), о чем я хочу поговорить, и даже
делаю записи в свой блокнот, но правда в том, что лицо скульптуры
выявляется лишь в процессе работы! Когда же они готовы, вспоминаю часто то, что мне когда-то сказал главный редактор молодежного журнала «Noorus»: «Действительно, они воздействуют на тебя так, как будто они существуют в реальности!».
------------------------------------------------------------------------------------------------
Я наблюдаю за людьми, например, на рынке, там можно встретить
таких типов, что если их нарисовать, то люди могут сказать, что
у художника необузданная фантазия.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
М: Существуют ли судьбы, истории у ваших персонажей?
Ю.М.: Историй много разных есть, я думаю, каждый мастер, когда творит, думает свою думу! То, о чем он думает, и есть уже история!
Я думаю о многом: об истории мира, о том, как иногда самое обычное событие изменило ход истории, и о том, что о многих вещах мы по прошествии лет судим совсем иначе. Об одной работе могу рассказать одну наглядную историю. Почему-то меня всегда интриговало такое выражение – одна картина может выразить больше, чем тысяча слов!
Ладно, хорошо, подумал я, вылеплю из этого максима одну скульптуру. Вырезал из березы болванку – лицо человека с огромной нижней челюстью. Чтобы туда поместилась та картина, которую я собирался нарисовать и которая должна была бы символизировать больше тысячи слов. Я подумал, что это должна была бы быть какая-то сцена, которая всем понятна, – Pieta, или святой Христофор, или святой Юрий. Затем стал сомневаться; это было бы слишком просто, линейный подход.
Намного оригинальнее было бы изваять произведение из слова, которое сказало бы больше, чем тысяча картин! И тогда на месте рта я от руки написал английское слово «YES», которое Йоко Оно на одной из своих выставок написала на стенке галереи, совсем наверху под потолком, так, что для его прочтения в галерее имелась даже стремянка. Джон Леннон залез наверх, прочел и потом рассказывал, что, если бы там было любое другое слово, он бы не стал с ней знакомиться! Но знакомство произошло, а все остальное – это уже часть всемирной поп-культуры. Очень важно! И больше, чем тысяча картин!
КМ: Как вы находите и сочетаете материалы?
Ю.М.: Можно сказать, что у меня гипертрофированное чувство гармонии материалов. То есть – дерево подходит металлу, например, дуб – железу, эбэновое дерево – серебру, но опять же, с целью создания контраста можно было бы с золотом сочетать иву или осину, ну или что-то такое, что очень быстро растет! С металлом и деревом сочетается и говяжья кость, стекло и гранитная крошка. А с алюминиевой ложкой времен СССР превосходно сочетаются китайские микросхемы. Давние отношения связывают меня с яблоней и можжевельником – эта плотность, упругость, а у можжевельника запах, и не ждешь никакого результата, занимаешься резкой для получения удовольствия от самого процесса!
Моим давним другом является говяжья бедренная кость! Используемая часть довольно массивна, и если ее отшлифовать и отполировать – 100 очков против слоновой кости! Вдобавок к этому, конечно, то, что сначала ты приготовишь из нее еду, съешь и только после этого приступишь к созданию произведения искусства!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Один знаменитый поэт-сюрреалист Андрес Эхин рассказал однажды историю об одном пациенте психиатрической клиники. Тот создавал свой мир, такой очень личный, похожий на него самого! И этого молодого человека вдобавок к тому, что он и так находился в психиатрической лечебнице, преследовали еще недуги и болезни. Но у парня было свое объяснение происходящему, что ему очень помогало, – это то, что бог завидует ему! Он только еще создает свой мир, творит его, у него как будто бы еще медовый месяц, а Иегове ничего другого не остается, как только ремонтировать уже созданное, и еще завидовать каким-то сумасшедшим!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
КМ: Чтобы стать художником, не говорим сейчас о регалиях, просто мастером своего дела, какой путь должен пройти для этого ученик? Важна ли муза?
Ю.М.: По-моему, невозможно просто взять и стать художником,
художник – это от бога. Так и я. Уже ребенком я рисовал в ателье отца. И все, что происходило дальше, только закрепляло мое состояние бытия художником. И в какой-то миг я понял, что от этого никуда не убежишь. Надо просто быть художником!
Потом мне стали платить за картины деньги, так и повелось. Если тебе что-то нравится, ты не должен себя заставлять заниматься этим. А с супругой Пирет мы делали общие выставки, потому что наше отношение к тому, чем мы занимаемся, очень похоже, то есть мы в хорошем смысле этого слова являемся ремесленниками, со своим богатым опытом и навыками.
Но музы, как известно, ревнивы!
Мне кажется, что наши музы следят за нами и в какой-то момент начинают препятствовать: «Чего это ты там возишься с этой женщиной
(мужчиной)?!»
----------------------------------------------------------------------------------------------
Обо мне – я сделал несколько выставок-паноптикумов; паноптикум в музейном смысле – это собрание всяческих «интересностей», у меня то же самое. Нет никакой концепции, есть только собрание интересных, странных, смешных и, может быть, познавательных экспонатов. Хорошо, если мой мир улучшит кому-то настроение, еще лучше – если этот кто-то захочет вернуться в мой мир! Я буду ждать его там!
-----------------------------------------------------------------------------------------------
КМ: Чувство цвета у вас от природы или этому необходимо
учиться?
Ю.М.: С паллетой красок дела просты – поскольку я не очень уверен в своем чувстве и понимании цвета, я прибегаю к такой уловке – более или менее все цвета я смешиваю с какой-нибудь охрой, и так получается спокойный колорит. Другой раз, правда, использую эффект контрастов, то есть на спокойный тон – в тон фона картины – добавляю какое-нибудь яркое кричащее пятно.
Когда-то, когда моя старшая дочь была еще ребенком, она спросила меня: «Как же так, отец, у тебя в коробочке столько красивых цветов, а картина, которую ты рисуешь, все равно получается, как грязь!»
Ну что ты ребенку скажешь?
Попробуй объясни ей, что в мире взрослых другой раз грязь дороже
радуги!
« К у к о л ь н ы й М а с т е р » № 58/2 0 1 8 г.
Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:
www.instagram.com/akademiyatvorchestva