После нескольких лет боевых действий и разрушений Алеппо наконец-то смог вернуться к мирной жизни и восстать из руин. Город вновь возвращает себе свою экономическую значимость и свою историческую самобытность.
Город Алеппо считается одним из самых известных и древних городов планеты. В экономическом (сельскохозяйственном, промышленном и коммерческом) плане он является крупнейшем центром в Сирии. ЮНЕСКО объявило историческую часть данного города частью мирового культурного наследия. На протяжении долгого времени старинные кварталы в центре Алеппо привлекали огромное количество туристов со всего света.
За свою многовековую историю на город наслаивались культуры различных народов и цивилизаций, включая аккадскую, аморейскую, хеттскую, вавилонскую, македонскую, арабскую (вспомним времена Хамданитского эмирата), курдскую (времена Айюбидов) и тюркско-монгольскую. Каждая из этих культур оставила свой уникальный и неотразимый след на улицах города и его домах.
Рынки Старого города считались одними из первых во всём арабском мире благодаря своей красоте и сохранённой исторической атмосфере. Длина рыночного комплекса превышает десять километров и включает в себя 37 отдельных специализированных рынков, включая обувной, ювелирный, мыловаренный, хлопковый и многие другие. Здания в этом районе все выполнены в традиционном восточном стиле, некоторые из них остались в сохранности ещё со средних веков.
Курды в Алеппо
Курды населяют город Алеппо с давних времён. Впервые они появились в этом месте ещё во времена Омейядов и Айюбидов. Несколько семей эмиров и полководцев курдского происхождения жили в Алеппо и Дамаске, они принимали активное участие в повседневных делах администрации этих крепостей. Кроме того, они сыграли важную роль и в развитии местной торговли и местного ремесленного дела.
Эти семьи глубоко вплелись в ткань местного общество, в результате чего население Алеппо стало представлять собой прекрасную мозаику из различных этнических и конфессиональных групп. Однако на протяжении долгого времени сменявшие друг друга властители не жалели сил во имя уничтожения курдской культуры и курдской идентичности. Несмотря на это, в то же время, местные жители крепко держались за свои ценности и свою энтоконфессиональную самоидентификацию, и их приверженность корням остаётся прочной и твёрдой вплоть до настоящего времени.
Влияние курдских женщин на Алеппо
Представляется невозможным и обойти вниманием тот особый след, который оставили в истории Алеппо в целом и его Старого города в частности курдские женщины. За многие века местные курдянки смогли убедительно и наглядно доказать всем свой потенциал, свою способность вести за собой общество и свою готовность давать отпор любым формам и проявлениям патриархальной ментальности, равно как и связанным с нею феноменом дискриминации по гендерному признаку.
Так, например, принцесса Хатун, дочка Сейф-ад-Дина аль-Айюби и племянница знаменитого и прославленного Салах-ад-Дина аль-Айюби, имеющая в своей крови курдские корни, была фактической правительницей на протяжении 6 лет, последовавших за смертью её мужа Захира Ибн Салах-ад-Дина аль-Айюби и её сына. В 1236 году она стала регентом при своём внуке.
Когда в её руках оказалась власть, она была в возрасте 52 лет. За шесть лет своего правления она сыграла важную роль в культурном и интеллектуальном развитии своего государства. Так, например, она распорядилась построить школу Аль-Фирдаус, находящуюся и сегодня в Старом городе к югу от Баб-аль-Мукам. Кроме того, ею была построена ханака, место, где одновременно размещалась мечеть, медресе, а также приют для обездоленных и вдов, где их кормили. Эта ханака расположена у городских ворот Баб-аль-Арбаин.
Угасание туризма и развал экономики
Как уже отмечалось, долгое время Алеппо оставался привлекательным пунктом назначения для многих тысяч туристов со всего света, что было обусловлено широкими возможностями, предоставлявшимися этим городом, включая возможность осмотреть древние памятники и множество достопримечательностей. Туристический сектор Алеппо обеспечивал сирийской экономике в среднем около двух миллиардов долларов на ежегодной основе.
С началом сирийского кризиса, однако, поступления от туризма в городе сократились на 98%, а убытки и ущерб сектору составили около 3 миллиардов долларов, что равняется 14% валового внутреннего продукта.
Алеппо: от самобытности и центра культурного наследия к городу-призраку
Город Алеппо за последние годы пострадал от небывалых по своим масштабам разрушений, что стало следствием ожесточённых боёв между сирийскими правительственными войсками и наёмниками протурецких группировок сирийской вооружённой оппозиции. На протяжении несколько лет в городе шли бои, мирные кварталы подвергались варварским бомбардировкам, а городская инфраструктура разрушалась и деградировала.
Наступление на город экстремистские бандформирования начали в августе 2012 года. В наступательной кампании приняли участие около 18 джихадистских группировок, которые были объединены в коалицию, получившую название «Лива ат-Таухид». Её костяк составили радикально настроенные боевики из Мареи, Анадана, Азаза и Хурейтана. Той или иной степени ущерба и разрушений в последующие годы подверглось 90% территории Алеппо.
В ходе обменов огневыми ударами и перестрелок обрушилась секция стены в восточной части городской цитадели. Боевики также подвергли обстрелу Соборную мечеть Омейядов, построенную ещё в XI веке нашей эры. В результате обстрела разгорелся пожар и обрушились минареты. Пострадали и многие другие исторические и старинные здания вместе со многими достопримечательностями.
В течение четырёх лет джихадисты контролировали восточную часть города. За собой они оставляли повсеместные руины и разрушения. Пострадали даже исторические объекты, возраст которых оценивают в семь тысяч лет.
Жители Алеппо разбирают завалы, оставшиеся со времён войны
В октябре 2016 года сирийские войска при поддержке российской армии смогли восстановить полный контроль над городом и зачистить его от джихадистских бандформирований. Так завершилось сражение, прозванное «Битвой за Алеппо».
Несмотря на масштаб разрушений, жители города приступили к его восстановлению. В Алеппо вернулось до 65% местного населения. Горожане постепенно восстанавливают городские рынки и дают второе дыхание городской торговле. Пострадавшие старинные здания восстанавливаются и ремонтируются так, чтобы в целости и сохранности оставался их исторический облик и дух. Местное население сделало выбор в пользу жизни.
Источник: anfnews.ru