В 2004 году проходили выборы депутатов Законодательного собрания Ростовской области. Я был тогда членом ОИК с правом решающего голоса.
По моему округу фаворитом был представитель Единой России, ректор РГСУ Виктор Иванович Шумейко. Ректор престижного вуза действительно авторитетная и весомая в городе фигура, и шансы получить народное одобрение у него были велики. Однако, администрация делала все возможное и невозможное, чтобы свести шансы на поражение к нулю. И первым шагом на пути к успеху было нещадное отсеивание всех неугодных кандидатов, которые рвались на эту должность, а именно - самовыдвиженцев. Кандидаты от основных политических партий вступали в предвыборную гонку без особых ограничений. А вот всем остальным нужно было собрать подписи. После чего эти подписи проходят проверку. Берется выборочно определенная законом доля от подписей, и если 10% от них оказываются недействительными, то кандидату в регистрации отказывают. На сегодня этот порог снижен до 5%.
И вот одним из самовыдвиженцев был директор завода "Рубин" Фред Германович Глонти. А арифметика проверки проста. Чтобы запороть кандидата, нужно было найти всего 60 недействительных подписей. И главный козырь администрации в решении этого вопроса - эксперт почерковед. На сколько я понимаю, он не несет абсолютно никакой юридической ответственности за свое экспертное мнение. Даже если все достоверные подписи он объявит недостоверными, ему за это ничего не будет, ибо экспертиза - дело не простое. Кто может сказать что он что-то неправильно сделал. Только другой такой же эксперт, как и он. Ну а коли ошибся, ну так с кем не бывает.
Мне показалось очень подозрительным, что почерковед запорол не более 60 подписей. И везде была одна и та же формулировка: подпись за кандидата имеет идентичные признаки, что и почерк человека, который собирал эти подписи и расписался внизу подписного листа. То есть эксперт намекал на то, что тот, кто собирал подписи сам за всех в подписном листе и расписался. Таково его авторитетное мнение. И это при том, что еще около 30 подписей были забракованы по другим причинам. Не та прописка или иные неверные данные.
За три дня до заседания ОИК Глонти получил уведомление о том, что ему будет отказано в регистрации с указанием причин. На заседание кандидат пришел с огромной кипой документов, в том числе и с копиями паспортов людей, чьи подписи были якобы поддельными. Председатель даже не стала смотреть, что он там принес. Думаю, что у нее была четкая установка его "зарубить". А вот я изволил взглянуть. И, по моему дилетантскому мнению, подписи в паспорте полностью соответствовали подписям в листах. Но восемь из десяти членов ОИК беспрекословно верны администрации, а по тому решение об отказе было очень быстро принято большинством голосов комиссии. И после этого только областной суд мог что-то изменить.
На этом этапе я сделал для себя вывод: Ведь почерковед сотрудник МВД. Это означает, что он сделает все, что прикажет ему начальство. И что мешает представителям партии власти использовать его в качестве инструмента для решения своих задач? Мне кажется абсолютно ничего. При том, что он не несет никакой ответственности за это. Может формально как бы и несет. Но я не слышал чтобы где-то наказали хоть одного почерковеда, который запарывал подписи кандидатов в интересах администрации. Но еще раз подчеркну, это лишь мои домыслы и рассуждения вслух.
Глонти, разумеется, попытался оспорить решение избирательной комиссии в суде. Он подготовился основательно. Я присутствовал на суде. Борьба шла за каждую подпись. Кандидат в депутаты сумел доказать действительность немалого числа подписей. Но подписи были забракованы с хорошим запасом. И того времени, что было отпущено до заседания суда, кандидату не хватило чтобы собрать доказательства о подлинности необходимого числа подписей. Как итог, он проиграл суд. Равно как проиграли и другие независимые кандидаты, которых постигла такая же участь.
По итогам выборов победил единорос. И это была лишь капля в море историй о том, как реализуются демократические права и свободы в нашей стране.
Если кому интересно, могу поделиться и другими историями.